Репродуктивные задания:
Заполните таблицу, распределив растения по группам: тополь, ива, одуванчик, клевер, сосна, береза, земляника, малина, роза, брусника.
Деревья |
Кустарники |
Травы |
|
|
|
Продуктивные задания:
Какое еще растение можно назвать лишним, и по каким признакам?
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Этот способ дифференциации предполагает, что учащиеся со средним и высоким уровнем выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе или в группе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Тема «Что такое природа»
Задание 1. Какая бывает природа? Приведи примеры.
Задание 2. Прочтите предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова.
Природа бывает … и ... . Солнце, …, …, … - это … природа. …, животные, …, …, … - это … природа.
Задание 3. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Напиши. Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных? Напиши.
Дополнительное задание.
Приведи примеры (3-4) взаимосвязи в природе.
Дифференциация помощи по степени самостоятельности.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (высокий уровень) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (средний уровень) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (низкий уровень), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для высокого уровня группы предусмотрена самостоятельная работа, для среднего уровня – полусамостоятельная. Для низкого уровня – фронтальная работа под руководством педагога. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством педагога.
Тема «Природа в опасности. Охрана природы».
Задание 1. Какие животные исчезли по вине людей? Какие животные и растения внесены в Красную книгу?
Задание 2. Какая работа по охране природы ведется в нашей стране?
Закончи предложение.
Заповедники – это участки земли, где … .
Задание 3. Придумай свой «запрещающий» знак. Нарисуй его и подпиши.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске). Предлагается в данном случае использовать стимулирующую, направляющую обучающую помощь.
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.
Тема «Как животные размножаются».
Задания 1. Обозначь цифрами последовательность стадий развития бабочки.
личинка –
бабочка –
яйцо –
куколка –
Задание 2. Кто как развивается? Прочитай и вставь пропущенные слова.
Яйцо - … - взрослая птица. Икринка - … - взрослая лягушка. … - малек – взрослая рыба. Яйцо – личинка - … - бабочка.
Задание 3. Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?
Задание 4. Весной охота и рыбная ловля бывают запрещены. Почему?