Сценарий занятия
Для четвероклассника Всероссийская проверочная работа (ВПР) - это новое испытание, которое может вызвать волнение и беспокойство. Воспользуйтесь готовым сценарием занятия, на котором школьники освоят навыки саморегуляции и приемы расслабления.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: четвероклассники.
Цель: снять психологическое напряжение в период подготовки и проведения ВПР.
Задачи:
обучить навыкам саморегуляции и приемам расслабления;
развить способности к самопознанию и рефлексии;
повысить самооценку и уверенность в собственных силах у учащихся.
Допматериалы: карточка-инструкция, картинки «Совы - настроения», пиктограммы, карточка «Три упражнения, которые помогут успокоиться» памятка «Семь правил, которые помогут успешно написать ВПР».
Время проведения: 50 минут.
Этап 1. Разминка
Дополнительные материалы: карточка-инструкция, картинки «Совы - на строения», пиктограммы основных эмоциональных состояний
Цель: настроить учеников на продуктивную работу и актуализировать эмоциональное состояние школьников, развить мимические и пантомимические способности, которые помогут осознавать и выражать эмоциональное состояние.
Педагог-психолог:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, а также о том, как можно справиться с волнением. Что вы знаете о чувствах и эмоциях? Что может нам сказать выражение лица? Зачем человеку чувства? (Чувства помогают нам понимать себя и других людей). Для человека важно научиться распознавать чувства и самому их выражать. Сейчас мы сделаем одно упражнение. У вас на столе лежат картинки «Совы - настроения». Посмотрите, у каждого совенка свое выражение лица. Соотнесите рисунок совенка с пиктограммой, которая схематично передает эмоциональное состояние.
Вопросы для обсуждения:
Какое настроение у каждого совенка? Вспомните ситуации, которые могут вызвать те или иные чувства, как у совят на картинке? Как можно определить, что чувствует человек, какое у него настроение?
Педагог-психолог:
Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять мимическую гимнастику. Я буду поочередно описывать состояние, а вы искать совенка, который подходит. Мы с вами представим и повторим это состояние и зафиксируем его на своем лице на несколько секунд.
Воспользуйтесь карточкой-инструкцией, которая поможет вам описать экспрессивное состояние и действия.
Этот совенок очень любопытный (Дети выбирают карточку). Представьте, что вы открываете подарок, вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете! (Дети стараются выразить состояние). Зафиксируйте выражение лица: пристальный взгляд, нижняя губа закушена.
Далее попросите детей перечислить все эмоции с помощью существительных. Спросите: «Что чувствует этот совенок?» (радость, печаль и пр.).
Этап 2. Основная масть
Цель: уточнить эмоциональный настрой на ВПР, ознакомить школьников с процедурой проведения.
Педагог-психолог:
В апреле вам предстоит написать Всероссийскую проверочную работу по трем предметам: математике, русскому языку, окружающему миру. Эта работа поможет определить, что вы узнали за четыре года обучения в школе. У вас есть возможность показать все свои знания и эрудицию. А еще проявить уверенное, сосредоточенное и спокойное поведение.
Вопросы для обсуждения:
Что вы знаете о том, как будет проходить проверочная работа?
Какие задания надо выполнить?
Обсуждение
Педагог-психолог:
Ребята, а что вам кажется трудным в предстоящей проверочной работе?
Примерные варианты ответов:
Другой учитель будет проводить проверочную работу. Одноклассники будут сидеть в разных кабинетах.
Учителя и родители слишком волнуются за нас. Учителя и родители много требуют во время подготовки к ВПР. Ограниченное время на то, чтобы выполнить задания. Справиться с волнением и сосредоточиться на задании.
Педагог-психолог:
А что вам поможет подготовиться и уверенно написать проверочные работы?
Примерные варианты ответов:
Внимательно и добросовестно работать на каждом уроке. Поддержка взрослых и одноклассников. Сходить в библиотеку, читать книги и энциклопедии. Меньше сидеть за компьютером и играть в игры. Соблюдать режим дня и время, чтобы не перенапрягаться.
Упражнение «Мост уверенности»
Цель: выработать уверенность в собственных силах и самоподдержке.
Педагог-психолог рисует мелом на полу мост (ширина 7 см, длина 2 м). Это упражнение можно провести в школьной рекреации.
Педагог-психолог:
Сейчас мы с вами будем проходить через мост. Каждый по очереди пройдет по такому мостику приставным шагом. Важно не дотрагиваться за линии ограничения. У вас есть три попытки, во время которых:
Все одноклассники поддерживают идущего словами: «Молодец!», «У тебя все получится!».
Все молчат.
Все кричат идущему: «Упадешь!».
Вопросы для обсуждения:
Когда было идти легче?
Что вам мешало и когда?
Чем вы себе помогали?
Что вы мысленно себе говорили?
Релаксация.
Упражнение «Насос и мяч» (Н.Л. Кряжева)
Дополнительные материалы: карточка для школьников «Три упражнения, чтобы быстро успокоиться»
Педагог- психолог: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Для этого найдите себе пару. Один из вас - большой надувной мяч, а другой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движения рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается... и из мяча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.
Педагог-психолог подводит итог упражнения. Важно объяснить детям, насколько необходимо уметь расслабиться и сосредоточиться. Обсудите с детьми, каково было их состояние в зависимости от роли. Далее воспользуйтесь карточкой. Выполните эти упражнения вместе с детьми. Порекомендуйте их применять в том случае, если они начинают испытывать волнение.
Этап 3 Завершение
Упражнение «Круг поддержки»
Дополнительные материалы: памятка для школьников «Семь правил, которые помогут успешно написать ВПР»
Педагог-психолог:
Ребята, занятие подходит к завершению. Предлагаю вам встать в круг и вручить подарок соседу справа. Важно, чтобы этот подарок принес уверенность, удачу и силы. Это может быть несуществующий предмет или