Задачи уроков:
1) повторить упражнения без предметов;
2) закрепить навыки выполнения всех способов размыкания;
3) повторить выполнение прыжков в глубину с высоты в ориентир;
4) повторить выполнение метания в цель;
5) разучить игры «Перестрелка», «Угадай, кто подходил».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: гимнастическая скамейка, бревно, резиновые коврики (по числу учащихся), гимнастический мат, волейбольный мяч.
Словарь: коврики, голос, бревно, цель.
Ход уроков
Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Повороты на месте, направо, налево, кругом. Обратить внимание на то, как учащиеся слушают команды и как вначале выполняют повороты налево на счет «раз-два» (положение правой, левой ноги).
Ходьба. Смена ноги приставным шагом.
Общеразвивающие упражнения без предмета
1. И. п. — основная стойка, руки вниз, плотно прижаты к бедрам.
В. — на счет «раз» поднять руки вперед, на счет «два» вернуться в и. п.
2. И. п. — основная стойка, руки в стороны. В. — круговые движения руками, кистями рук.
3. И. п. — основная стойка.
В. — кружение плечами: плечи вверх, назад, вперед; то же в другую сторону.
4. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — круг правой рукой в лицевой плоскости вовнутрь; то же левой рукой; точно так же круги наружу.
5. И. п. — упор на коленях.
В. — поворот туловища вправо, правую руку в сторону, вернуться в и. п.
6. И. п. — основная стойка, руки вперед.
В. — левую ногу назад, руки вверх, вернуться в и. п.; то же другой ногой.
7. И. п. — упор сидя.
В. — поднять согнутые ноги, вернуться в и. п.
8. И. п. — основная стойка, правая нога перед левой (ноги скрестить, руки на пояс).
В. — сесть и встать (желательно без помощи рук).
9. И. п. — основная стойка, руки на пояс. Прыжки на обеих ногах: три прыжка на одной левой и на одной правой ноге. Ходьба на месте.
Построение в две шеренги. Размыкание на месте проводится по команде «Класс, направо (налево, от середины) разомкнись!», или «На (...) шагов разомкнись!», или «Бегом разомкнись!». По этой команде все, кроме того, от которого начинается размыкание, поворачиваются в указанную сторону и размыкаются частыми шагами на определенный интервал (например, на расстояние вытянутой вперед руки). Если интервал не указан, размыкание проводится на один шаг.
При размыкании от середины выбирается средний учащийся, который вытягивает левую руку вперед, а учащиеся поворачиваются направо (налево) и размыкаются. При сохранении равнения установленный интервал соблюдается. При обычных построениях на уроках чаще используется размыкание приставными шагами по команде «Класс, влево (вправо, от середины) приставными шагами на два шага (на вытянутые руки) разомкнись!». Способы размыкания повторить 4—5 раз. Обратить внимание на то, как учащиеся ориентируются в пространстве.
Повторить прыжки в глубину с высоты в квадрат (2 класс, урок 29).
Метание в цель (2 класс, урок 9).
Игра «Перестрелка».
Описание игры (рис. 45).
Посередине площадки размером 6 × 12 м учитель проводит линию. На противоположных сторонах площадки, на расстоянии 1—1,5 м от стены, параллельно средней линии он чертит еще по одной линии — это коридор. Игроки делятся на две команды, каждая занимает свое поле от средней линии до линии коридора. Команды выбирают капитанов, или их назначает учитель.
Рис. 45. Схема игры «Перестрелка».
Учитель подбрасывает мяч над средней линией между капитанами. Каждый из них пытается отбить мяч своим игрокам. Поймав мяч, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Игрок, в которого попали мячом, идет за линию коридора другой команды и находится там, пока свои игроки не бросят мяч ему в руки. После этого он возвращается в свою команду и играет вместе с другими. Игра длится 10—15 мин. Побеждает команда, которая выбьет больше игроков мячом.
Правила игры:
1) играющие не должны заходить за среднюю линию;
2) запрещается бить мячом в голову противника;
3) игрок, поймавший мяч в воздухе, не считается осаленным;
4) пробегать с мячом можно не более двух шагов;
5) игроки одной команды не должны заходить в коридор другой команды.
Игра «Угадай, кто подходил».
Описание игры.
Все играющие образуют круг. Один из участников встает на середину круга с завязанными глазами. Учитель выбирает ученика. Тот говорит слово «мышка», слегка дотрагивается до плеча игрока, стоящего на середине круга, и встает на свое место. Водящий открывает глаза и пытается угадать подходившего.
Правила игры:
1) слово «мышка» произносит только тот, кто подходит;
2) водящий не должен открывать глаза после того, как игрок встал на свое место;
3) если водящий не угадал два раза, его заменяют.
Игра повторяется несколько раз.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.