Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого
обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.
На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяются следующие виды проверки:
текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).
Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).
В последние годы в начальной школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Я считаю её наиболее подходящей для уроков окружающего мира.
Что же такое тест и тестовые задания?
Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания.
Применение тестовых заданий позволяет:
- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;
- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;
- дать более объективную оценку знаниям учащихся;
- провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;
- оценить каждого ученика.
Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:
- большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
- не возможность проследить логику рассуждения ученика;
- не возможность оценить глубину знаний.
Этапы создания тестовых заданий:
1.Определение целей тестирования.
2.Отбор содержания учебного материала.
3.Составление вопросов и компоновка их.
4.Составление вариантов ответов, содержащих наряду с правильными неправильные.
5.Составление инструкции для учащихся.
6.Продумывание системы проверки, обработки и анализа результатов.
В самом общем виде тестовые задания должны:
- быть составлены с учётом соответствующих правил;
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть краткими, ясными для учащихся.
Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:
1.Инструкции.
2.Текста задания (вопроса).
3.Правильного ответа.