Чтобы избежать отчужденного отношения к учению у первоклассников необходимо, по нашему мнению, выстроить переход от игровой реальности к учебной, т. е. представить его как особый период формирования учебного поведения. Как писал П. Ф. Каптерев, обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга…
Одна из целей модернизации школьного оценивания - сделать оценку учащихся более содержательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности учащихся.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и т. д.).
Однако, у учеников, особенно младшего школьного возраста, очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. На уроках музыки для учеников 1 класса можно пользоваться следующими «правилами оценочной безопасности»:
1. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т. п.).
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. «На бочку дегтя – ложку меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нем закрепиться.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником задач одновременно.
6. Формула «Опять ты не …» - верный способ вырастить Неудачника.
После перехода к отметочному обучению, оценка учителя является для школьников основным мотивом, который определяет их усилия. Важно, чтобы педагог ставил в пример школьнику не одноклассника, а результат его собственного творческого роста, что укрепляет доверие ученика к самому себе, своим возможностям. Но чтобы этот переход был безболезненным, при оценивании, во втором полугодии 2-го класса, я использую элементы игры, опираюсь как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность. Это позволяет наиболее органично и безопасно для психики детей и в тоже время – прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений. Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществует друг с другом.