В начальных классах происходит первоначальное становление читателя-школьника, что обуславливает особую значимость в литературном развитии ребенка. На этом этапе у детей формируется интерес к книге, потребность в чтении, в общении. Задача учителя – помочь прочитать книгу и понять, научить быть коммуникативным.
В результате часто бывает так: человек, великолепно мыслящий, не может владеть «техникой речи». К сожалению, бывает и так: успешный в учебе человек, не умея построить общение, остается потерянным в жизни.
Современная школа озабочена воспитанием «успешного» ребенка. «Воспитание» успеха происходит через слово. С рождения и до последних дней мы пользуемся голосовым аппаратом- речью. Звуковая культура во многом определяет жизненный путь человека.
Устное общение (коммуникативность) является основополагающей деятельностью человека в любой жизненной ситуации. Речь как средство коммуникации. Понимание языка, мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Ведь именно чувства делают человека человеком. Наука, которая позволяет овладеть своим голосом, умением вести спор, правильно и чисто говорить – это риторика.
Риторика – теория ораторского искусства (прием ораторской речи – утверждение в форме вопроса). Это научная дисциплина имеет свою историю, свой предмет изучения. Риторика требует от говорящего и пишущего нравственной и эпической чистоты, упорядоченности и стройности мысли и, конечно, учит возвышенному эмоциональному, образному слову. На Руси риторическую науку называли красноречием, подчеркнув тем самым, что это учение о яркой, выразительной речи, безусловно, умной и «благие мысли пробуждающей». Риторика вернулась в школы. К сожалению не как обязательный предмет. Те, кто ее изучают, получают знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре, как сталь творческой личностью.
Сделаем вывод: нельзя развивать в человеке только одно направление, одну функцию, иначе можно сформировать ущербную личность.
У многих детей, пришедших 1 сентября года в школу, недостаточно хорошо была развита речь, был бедный словарный запас, они испытывали трудности в построении фраз, не умели пользоваться ровным дыханием.
Овладение детьми навыком оптимального чтения – залог успеха всего дальнейшего обучения. Это понятно каждому учителю. Только не надо забывать, что у каждого ребенка свой темп чтения.
Как же помочь детям?
Для решения этой задачи я вела работу по следующим направлениям:
- отработка навыка чтения целыми словами;
- сведение к минимуму ошибок при чтении;
- осознанность чтения;
- выразительность чтения.
Для реализации поставленных целей ввела ряд упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 5-8 минут урока и включающий в себя пять последовательно выполняемых упражнений.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Чтение блоков.
Отработка дикции.
Развитие оперативной памяти.
Интонационная разминка.
«Чем более ребенок заинтересован в чтении, тем быстрее он начнет читать самостоятельно».
Я дополнила систему тренировочных упражнений богатым и разнообразным материалом, который подбирала самостоятельно к каждой теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивало высокий уровень участия и работоспособности детей.
Сколько бы часто мы не заставляли детей читать, к 100% исполнению наших требований никогда не приводило. Используя ролевые игры (не путаем - не чтение по ролям, а пересказ в различных вариациях, до последних деталей) в работе над произведениями приносят хорошие результаты. Обсуждая любое произведение ребёнок должен понять, что в тексте нет ничего безразличного нейтрального, лишнего по отношению к замыслу текста. Нельзя даже двух слов поменять в художественном тексте без ущерба выразительности. Необходимо научить руководствоваться чувствами, пониманием. В этом и проявляется художественное воображение человека – способность сделать прочитанное духовным, видимым слышимым доступным для изображением той или иной роли. А потом спрашивать об идеи создания произведения, о цели его .. Мне вдруг стало себя мало…. я поняла, что от прически до туфель я не вмещаюсь и меня понесло… На основе собранного материала я создала театр. Он стал источником реализации моих творческих замыслов и развитием творческих способностей ребят.
Театрализация.
Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты речи, с развития силы и крепости в голосе.
(М.В.Лермонтов)
Бедно ли жили в старину на Руси, богато ли, в хоромах и дворцах или в ветхом домике в далеком селе, но в каждой семье в свободное от труда и домашних забот время взрослые играли с детьми в домашний театр. В старину это было традицией многих семей. Устное общение является основополагающей деятельностью человека в любой жизненной ситуации.
Театрализация – действо, развивающее интуицию, тембр голоса, темп речи, память, восприятие, воображение. Она имеет свою историю. Древние греки считали ее «обязательной». Не только греки, но и на Руси ей уделяли большое внимание. Во многих учебных заведениях России: гимназиях, лицеях - риторика велась как гуманитарный предмет и была «обязательной». Наука открывала секреты искусства речи: ее нравственность и этическую чистоту, стройность мысли и образность слова.
Моя задача состоит в том, чтобы из всего объема материала выбрать нужное и преподнести детям так, чтобы это принесло им пользу. Элементы театрализации готовят детей к жизни. Игра в театр не пустая забава, и относиться к ней нужно серьезно. Это наш устный мир.
Раскрою секреты работы над театрализованным действием:
Учу детей читать произведения по ролям (навык чтения целыми словами отработан ранее);
Обязательно отрабатываю выразительные средства, которые нужно использовать при передаче речи данного персонажа: как он говорит – быстро или медленно, громко или тихо, с радостью или огорчением.
Учу использовать одновременно жесты
Работаю над мимикой
Продумываю детали: оформление классной доски, занавес, костюмы, музыкальное сопровождение.
И тогда, когда все «срастется», ваше театральное действие украсит урок.
Театрализация – этап, завершающий работу по технике речи и технике чтения. Это не только развлечение, но и увлечения на годы. Дети собирают фотографии актеров, коллекционируют грампластинки. Они сочиняют, фантазируют, разыгрывают сценки. Дети становятся собеседниками, талантливыми читателями и зрителями. Они приобретают поведенческие навыки, разыгрывая роли развивают чуткость души. импровизируют, находят выход из различных ситуаций.
Дыхательная гимнастика
Это главный этап, поэтому осваивать его следует основательно.
Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно? На первое место ставим умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и уметь говорить звонко, громко, но без крика.
Особенно важно правильно овладеть дыхательными упражнениями, которые подготавливают к речевому ритму при помощи движений диафрагмы.
Цель этих упражнений – освоить ритм диафрагмы, способствующий речи. Напоминаю, что дышать нужно через нос, но бесшумно; если же дыхание через нос затруднено, то вдох надо делать через нос с полуоткрытым ртом, то есть как бы одновременно через нос и рот.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
«Задуйте свечу»
«Побрызгайте белье водой»
«В цветочном магазине»
«Выдох со счетом»
«Медвежата»
«В лифте»
«Ручка в зубах»
«Если голос устал»
Строится система сочетаний гласных и согласных, так как в русской речи трудными для прочтения являются согласные б-п, д-т, г-к, в-ф, ч,ц. для тренировки можно выполнять следующие упражнения:
а) циркач;
б) имитатор;
в) конец слова;
г) пучки.
Для усиления мускульного напряжения используются односложные слова или фразы. Предлагаем дома сочинить фразы, похожие на эти:
а) в тот час пел дрозд;
б) под дуб вполз уж.
Я подобрала множество поговорок, в которых сочетаются звуки, труднопроизносимые вместе, например:
а) бобр добр для бобрят (медленно разъясняя).
«Скороговорка» – это народнопоэтические шутки, которые народ придумал специально для разработки «говорительного аппарата» (тексты скороговорок, частоговорок заимствованы у руководителя лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета В.Н.Зайцева). Так проявлялась забота о красоте, четкости, выразительной звучности, чистоте русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, советую детям добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, но и обязательно сохранять яркость интонации. При быстрой речи все равно надо стараться «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли, видения, подтекст. Значит, чем речь быстрее, тем чётче дикционно и ярче интонационно. То есть, я вырабатываю гибкость, подвижность голоса, способного «рисовать мысли при быстром произнесении слов и фраз. Полезно сразу научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выразительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:
а) ложечка желобоко-выгибистая (разъясняя)
б) желобоко-выгибистая ложечка (уточняя)
Можно предложить спеть полюбившуюся песню, используя правильный вдох. Я отмечаю, что пение – это одно из самых лучших дыхательных упражнений.
Чтение блоков
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами.
Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения: от простого - к сложному. Буквосочетания или блоки записывают на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствует тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
Тесты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко).
(1-ая группа блоков)
При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударение, ударного слога и отрабатывать различные варианты звучания слова при изменении ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий:
Га-га-га! Га-га-га! Га-га-га!
Аналогичную работу можно провести со словосочетаниями
Ха-ха-ха! Да-да-да!
Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, какой слог в слове ударный.
Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.
(2-ая группа блоков)
При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например,
га-ага, ба-бай, са-сам
Это исключительно материал логопедического словаря, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких
согласных в конце слова.
(3-я группа блоков)
Бокс борт борщ верх волк гонг диск Ейск зюйд гизд
Фразы для чтения
Морж мерз, но полз
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
(4-ая группа блоков)
Для успешного прочтения слов данной группы я объясняю детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия я прошу выделять гласную цветным карандашом.
Блок блях барк взор ВГИК вжик!
Фразы для чтения:
Её плащ был плох
Чтение наиболее трудных однослоговых слов.
(5-ая группа блоков)
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Значение слов, доступных пониманию, я объясняю в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагаю выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учебе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.
Чтение двуслоговых слов.
(6-ая группа блоков)
При чтении словарного материала данной группы упражнения остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объем зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно.
Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому детям рекомендую в словах, значение которых еще не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией, например аб/сурд.
Фразы для чтения.
Я вверх вез хлеб
Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.
(7-ая группа блоков)
При чтении данной группы слов еще раз напоминаю функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение:
Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Далее для чтения я предлагаю пары слов:
Сели-съели, прием-объем
Фразы для чтения:
Он вел коня, потом въехал во дворец.
Наша съемка объекта была изъята.
Слова с мягким знаком на конце:
Быт-быть, ест-есть, вонь-вон
Фразы для чтения:
Не лезь вглубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
На следующем занятии я предлагаю для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаю его функции.
Бабе-бабье семя-семья
Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.
(8-ая группа блоков)
Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеет. Надо быть очень внимательной к дозировке и отбору учебного материала.
Адская датская домашний
Фразы для чтения:
Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничений возможных речевых трудностей.
(9-ая группа блоков)
Апрельская Ломоносов полширины.
Отработка дикции
Если вы хотите, чтобы вас слушали и слышали, надо прежде всего добиваться того, чтобы вашу речь было слышно, чтобы она при этом была разборчивой, а не уподобляться человеку, о речи которого говорят: «Словно сено жует».
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально четкого, быстрого. Я лишь прошу выделять цветным карандашом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вез Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.
Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки четкого произношения предлагаю только одну новую строку, объем же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Я называю такое чтение «с разбега». И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
В чем сложность скороговорки?
Было замечено, что язык торопится восстановить заданный в начале порядок слов: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Так и хочется повторять «ШС,ШС,ШС» вместо необходимого сочетания «ШСШШСССШ». Язык не должен бежать вперед мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь.
И еще одна особенность: ударный слог в нашей речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность говорительного аппарата (снижается уровень громкости).
Вот почему мы часто слышим полслова, но не слышим концов фраз .
Я предложила попробовать их не произносить в поговорке: «Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу». Если четко не произнести все окончания, то не поймем смысла сказанного.
Пример.
«Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши»
Развитие оперативной памяти.
Я думаю, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: (варианты диктантов в приложении).
а) чтение предложений,
б) проговаривание хором,
в) индивидуально,
г) коллективное уточнение и исправление сказанного.
На уроке русского языка проводится повторная демонстрация диктанта на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Я слышала о таком методе – «письмо мокрой тряпкой на доске».
Этот метод показался мне удачным и оригинальным. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыханием влажного следа. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного-двух предложений и постепенно доводить объем до пяти-шести предложений.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно будет использовать задания повышенной сложности:
- запишите предложения в обратном порядке;
- запишите только второе и пятое предложения;
- запишите предложения с третьего по шестое.
Интонационная разминка.
Нередко требуя от ребят выразительного чтения, не называют, какими конкретно категориями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования трех умений.
Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные. А также интонации перечисления, завершения, противопоставления.
Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный и плавный, размеренный или же их сочетание).
Ставить логическое ударение в предложении.
Для отработки этих умений используем материал из учебника Литературное чтение Л.А. Ефросинина, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи. Они содержат много повторов элементов, способствующих отработке правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для восприятия, но и воспроизведения.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ребятам задания следующего типа:
В предложении:
Подай мне деревянную ложечку!
выделить голосом сначала деревянную, затем – мне, потом – подай. Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения. В дальнейшей работе я определяю логическое ударение в каждом тексте и даже помечаю простым карандашом (легко) прямо в учебнике.
Цель работы – обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи. Именно для этого предлагаю форму игры в театр. Научиться выразительно читать невозможно без дикционной четкости, орфоэпической грамотности, логической ясности, эмоционально-образной выразительности.
Существует наука – орфоэпия (от греческих слов orthos – правильный и epos - речь). Знание правил орфоэпии избавит детей от диалектов, акцентов в произношении, от неправильных словесных ударений.
Невольно начинаешь думать о культуре человека, если слышишь, как он произносит: подАл (подал), в этом квАртале (квартале), о дОсуге (досуге) , он пОдал руку (подал руку) и так далее.