Цели: формирование умения в правописании местоимений с предлогами;
Задачи: наблюдать над изменением местоимений 3 лица с предлогами при склонении, ознакомить с правописанием местоимений с предлогами;
развивать умение видеть орфограммы;
развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
развивать речь учащихся;
развивать самостоятельность учащихся;
использовать сенсорно-двигательную активность, приобщать к здоровому образу жизни;
Ход урока
1. Актуализация знаний.
-Прочитайте слова, расположенные на стенах.
(на)ездница |
(в)секции |
(через)скакалку |
при(седание) |
(к)соревнованиям |
(про)бежка |
(о)здоровление |
(до)вратаря |
(на)дистанцию |
-Значение, какого слова не понятно?
Словарь Ожегова:
наездница –
Ездит верхом, всадник
Специалист по верховой езде
дистанция -
Расстояние, промежуток между чем-нибудь.
Участок, где происходят спортивные соревнования.
оздоровление – улучшение состояния
пробежка – пробежать немного, чтобы размяться
-Что их объединяет? Доказать.
2. Новый материал через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
-Поработаем в группах.
-У вас на столах карточки с данными частями речи.
-Прочитайте задание в группах.
Задание: Распределить имена существительные в группы. Доказать.
Групповая работа.
-Как вы мыслили? Кто думает иначе? (На доске появляются группы слов.)
1 группа |
(на)ездница |
(про)бежка |
(о)здоровление |
при(седание) |
2 группа |
(к)соревнованиям |
(в)секции |
(через)скакалку |
(до)вратаря |
-Прочитайте тему нашего урока. Дети читают тему, записанную на держателе.
Местоимения … |
-Что знаете о местоимении? (на доске кратко помечаются ответы детей)
-Все ли Вы об этой части речи знаете? Почему стоит многоточие? Продолжим открывать секреты.
-Заменим имена существительные местоимениями. Возникли ли у Вас проблемные вопросы – подсказки к теме?
-Выйти в коридор и найти проблемные вопросы – подсказки к теме (записаны на карточках).
Есть ли у местоимений приставки? |
Есть ли у местоимений предлоги? |
Есть ли особые случаи написания существительных с предлогами? |
Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами? |
-Для ответа на вопросы, поработаем в группах.
-Замените имена существительные местоимениями.
-Что Вы заметили? (возникла проблема в написании)
-Какова наша задача? (Узнать способ правописания местоимений с предлогами.)
Задача записывается на доске.
-Ваши мысли?
-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.
-Как вы мыслили? Кто думает иначе?
-Какова тема урока? Учебная задача?
Как пишутся предлоги с местоимениями?
-Мы это открыли, доказали? Соотнесем наши выводы с авторскими.
Открывают учебник с. 31(учебник А. В. Поляковой).
-Зачитать, как пишутся предлоги с местоимениями.
-Мы это доказали?
Музыкальная пауза в коридоре.
3. Поиск недостающего способа действий.
Самостоятельная работа учащихся в парах.
-У вас на столах карточки с заданием.
-Прочитайте задание в парах.
Задание: Спишите предложения, поставив местоимения в нужных падежах.
(Каждая пара работает со своим текстом.)
Текст 1
Первые коньки появились несколько тысяч лет назад. Далёкие предки делали
(они) из кости и катались на (они) с помощью палок. Теперь катаются на коньках из металла.
Текст 2
Игра в футбол существовала со времён Спарты и Рима. Римляне захватив Англию, принесли (она) с собой. В России или в Италии про (она) узнали гораздо позже.
Текст 3
Три тысячи лет назад в Элладе далёкие предки современных греков провели первую Олимпиаду. Сначала эллины соревновались только в коротком беге на один стадий. От названия первой дистанции произошло слово стадион. Какой же спорт без (он)! Окружали (он) трибуны для зрителей.
Справка: стадий - мера длины, равная 184м 97 см.
Текст 4
Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. По одной из легенд, индийские мудрецы около пятнадцати столетий назад придумали (они), чтобы предотвратить войны. Были в старину и поговорки о (они): «Шахматы играть – своих сберегать».
Текст 5
В давние времена слово вратарь имело значение «сторож городских ворот». С развитием спортивных игр слово вратарь возрождается. Сначала защитника ворот называли словами сторож, сторожевой, защитник и позже - вратарь. Теперь к нему можно отнести синоним голкипер.
Текст 6
Легкая атлетика зародилась в Великобритании в восемнадцатом веке. К (она) относят бег и ходьбу на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания спортивных снарядов, легкоатлетические многоборья.
Самоконтроль.
-Найдите на доске карточки с местоимениями в нужных падежах.
На доске открываются записи (в различном порядке сначала):
её |
про неё |
их |
о них |
их |
на них |
ей |
к ней |
его |
без него |
||
ему |
к нему |
-Проверьте правильность написания местоимений.
-Что Вы заметили? В чем возникла трудность? (возникла проблема в написании)
-Как рассуждали?
-Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами?
-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.
Соотнесем наши выводы с авторскими.
Открывают учебник с. 32.
-Зачитать, есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами.
-Мы это доказали?
Зарядка для глаз. (Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.)
4. Закрепление.
-Какую информацию несут записи на доске?
-Я показываю на словосочетания, а Вы показываете в цвете, к какой группе отнесете местоимения. (Одна запись на доске зеленого цвета, другая – красного, а у ребят цветные круги. Фронтальная работа.)
-Докажите.
Словосочетания записаны на доске: прыгаю за (он), летит мяч в (они), любуюсь (они).
5. Дифференцированная работа.
-С детских лет мы учимся заботиться о своем здоровье.
-Предлагаю Вам поработать самостоятельно, выбрав задание по силам.
-Приглашаю выйти в коридор и выбрать задание по силам (карточки размещены на стенах).
1 группа. Составить по картине предложение или рифмовку, используя местоимения с предлогами.
2 группа. Используя местоимения с предлогами, написать заметку о дне здоровья.
-Решите, Вы участники событий или наблюдатели?
-Какова цель задания? (Употребление местоимения с предлогами в речи.) -Кто выбрал 1 задание? 2 задание?
Самостоятельная работа учащихся.
-Какие предложения составили? А заметку?
-Что больше понравилось? Чем? С какой целью выполняли задание?
Зарядка для глаз.
6. Зрительно-слуховой диктант.
-Открываю на доске предложение:
К нему в ворота мяч летит, вратарь их ловко защитит.
-Выйти и показать орфограммы. Докажите.
–Какие правила соблюдаем при диктовке?
-Какой критерий самооценки будем оценивать?
Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Самооценка.
-Какие ошибки допустили?
-Какой способ проверки при написании использовали?
Итог.
Как пишут местоимения с предлогами?
Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами?
-Сформулируйте свои вопросы по теме.
-Какова была задача урока? Мы справились с задачей урока?
Домашнее задание: с. 31 - 32 правило, упражнение 47 (1,2 задание).
По желанию придумать рифмовку о написании местоимений с предлогами.