Цели: развитие речи, мыслительных операций и самостоятельности учащихся;
Задачи:
наблюдать над положением двойных согласных в составе слова;
ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове;
тренировка учащихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи;
развитие умения видеть орфограммы;
развитие умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
развитие речи, мыслительных операций и самостоятельности учащихся;
приобщение к здоровому образу жизни.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
Чистописание. Работа над формой букв: кк.
-Какое слово пропишете, узнаете из загадки. (Открывается карточка с загадкой.)
Загадка эта нелегка:
Отгадай, что за игра?
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
называюсь я __________.
-Прочитайте загадку и докажите отгадку.
-Произнесите слово – отгадку.
-Где найти написание слова? (нахождение написания слова в словаре)
-Есть ли разница в произношении и написании слова хоккей?
-Пропишите слово.
-Что вы об этом знаете?
Словарь Ожегова.
Хоккей – спортивная командная игра на льду или траве и вид спорта.
Справка: Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада, где в 1866 г. состоялся первый официальный матч. В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 г.
-Любите ли вы играть в хоккей? Что дает человеку занятие спортом?
-Подберите и запишите однокоренные слова. Докажите.
-Какие слова подобрали? (Открываю слова на доске, и учащиеся выделяют корень.)
-Какую информацию несет знак: кк?
-Какова задача урока? (Ознакомление с правилом написания двойных согласных в слове.)
2. Новая тема через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
-Предлагаю Вам группу слов с двойными согласными.
-Прочитайте слова, расположенные на стенах.
бассейн
рассказ
кросс
лимонный
хоккей
-Значение, какого слова не поняли?
Словарь Ожегова:
Кросс – спортивный бег или гонки
Клюшка – спортивный снаряд в виде палки с загнутым концом для игры в хоккей, гольф (игра в мяч);
-Поработаем в группах.
-У вас на столах карточки с данными словами.
-Прочитайте задание в группах.
Задание: Распределить слова в 3 группы относительно их написания. Доказать.
Групповая работа.
-Как вы мыслили? Кто думает иначе? (На стене появляются группы слов.)
1 группа |
2 группа |
3 группа |
бассейн |
рассказ |
лимонный |
хоккей |
||
кросс |
Открывается на доске вопрос:
В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?
-Ваши мысли?
>-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.
(Во время рассуждения на доске появляется опора.)
-Посмотрите на слова.
-Какова тема урока?
-Какой секрет открыли?
-Когда написание двойных согласных нужно запомнить?
-В каких случаях можно объяснить?
-Мы это доказали?
Музыкальная пауза в коридоре.
3. Закрепление.
-Прочитать задание.
Задание:
Прочитать слова. Выписать из слов в одну группу слова, написание которых нужно запомнить, а в другую группу слова, написание которых можно объяснить. Доказать.
Теннис, поддержать, антенна, оттолкнуть, аллея, оттепель, ванна, длинный.
Выяснение значения слов.
Словарь Ожегова:
Оттепель – теплая погода зимой или весной, когда снег тает.
-Что вы поняли? Цель задания?
-Прочитать первое слово. В какую группу запишите, показать в цвете. Почему?
Самостоятельная работа учащихся. (На доске открываем группы слов для самопроверки.)
-Какова цель задания?
-Проверьте правильность написания слов. Докажите правописание.
(По ходу себя исправлять.)
1 группа |
2 группа |
теннис |
поддержать |
антенна |
оттолкнуть |
ванна |
оттепель |
аллея |
длинный |
- В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?
-Мы это открыли? Справились с задачей урока?
Зарядка для глаз. (Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.)
4. Дифференцированная работа.
-Предлагаю Вам поработать письменно, самостоятельно, выбрав задание по силам. Карточки с заданием размещены на стенах.
1 группа. Составить по картинам предложение или рифмовку, используя слова с двойными согласными.
2 группа. Используя слова с двойными согласными, написать заметку в газету о хоккейном матче. (Можно работать в парах.)
-Какова цель задания? (Употребление слов с двойными согласными в речи.)
-Кто выбрал 1 задание? 2 задание?
Самостоятельная работа учащихся.
-Какие предложения составили? А заметку?
-Что больше понравилось? Чем? С какой целью выполняли задание?
Зарядка для глаз.
5. Зрительно-слуховой диктант.
-Открываю на доске предложение:
Лимонный сок укрепляет иммунитет.
Словарь Ожегова:
Иммунитет – невосприимчивость к какому-нибудь инфекционному заболеванию. (Однокоренные слова: иммунный, иммунитетный)
-Выйти и показать орфограммы. Докажите.
–Какие правила соблюдаем при диктовке?
-Какой критерий самооценки будем оценивать?
Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Самооценка.
-Какие ошибки допустили?
-Какой способ проверки при написании использовали?
Назовите слова с двойным согласным, написание которых можно объяснить. Докажите.
Итог.
- В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?
- Сформулируйте свои вопросы по теме.
- Справились с задачей урока?
Домашнее задание: с. 89 правило, упражнение 167