Цели. Закрепить знания детей о России, ее символах (герб, флаг, гимн); закрепить умение писать письмо, составлять план, подбирать однокоренные слова; воспитывать чувства патриотизма к Родине; развивать мелкую моторику, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.
Оборудование. Цветные карандаши, шаблона флага, глобус, макет карты, фонограмма гимна РФ, карточки с вопросами (2 уровня), портрет президента РФ.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение целей.
- Сегодня мы будем закреплять умение писать письма, составлять план, подбирать однокоренные слова.
II. Подготовительная работа.
1) - Сейчас я прочитаю вам письмо, а вы определите, кому оно предназначено.
Здравствуйте …!
Пишет Вам ученица 4 класса школы № 2 округа Муром Хохлова Лена.
Мне очень нравиться учиться в нашей школе. У нас замечательные учителя. С ними мы с удовольствием встречаемся каждый день. У нас очень часто бывают необычные уроки, веселые развлечения. Мы участвуем во многих конкурсах, которые проводят наши педагоги. В нашем классе проходят замечательные праздники. На них приходят наши родители. Им тоже нравится участвовать в жизни нашего класса. Наш класс очень дружный, потому что наши учителя много времени проводят с нами.
Я думаю, что все это поможет мне и дальше учиться так же хорошо, как и здесь. Я очень хочу стать детским врачом. Вот только у моих родителей очень маленькая заработанная плата. Они не смогут мне помочь поступить в институт. Ведь почти во всех институтах обучение платное.
Я очень Вас прошу, пусть обучение в институтах будет бесплатным. Чтобы все, кто хотел получить высшее образование, смогли бы учиться наравне со всеми.
С уважением к Вам Хохлова Лена.
- Кому же адресовано это письмо? (Президенту)
- Кого называют президентом? (Человек, который руководит страной. Глава государства)
- Кто является президентом нашей страны? Что вы знаете о нем?
2) - Как называется наша страна? (Россия) Как ее можно назвать? (Родина)
- Подберите однокоренные слова к этому слову, выделите корень. (Запись в тетрадях)
Родина – род, родня, родной, родить, родитель, родник, родинка, …
- Подберите синоним к слову родина. (Отчизна, Отечество)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о Родине?
- Объясните смысл пословиц (записаны на доске).
Человек без Родины – Что человек без песни.
Чужбина – калина, родина – малина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
3) - Покажите границы нашей страны на глобусе. Перенесите их на макет карты.
- Кто назовет столицу нашей страны? (Москва). Найдите на глобусе. Перенесите на карту.
- Назовите символику нашего государства. (Герб, гимн, флаг)
- Что изображено на гербе?
4) - Что называют гимном? (Торжественная песня, принятая как символ государства)
Прослушивание гимна в записи.
5) - Возьмите шаблон, что он вам напоминает? (Флаг)
Раскрасьте его.
III. Сообщение темы. Составление текста.
1) - А сейчас, вновь вернемся к письму. Сегодня нам предстоит написать письмо нашему президенту.
- Вспомните, о чем говорилось в письме, которое я вам зачитывала в начале урока?
- А о чем еще можно написать президенту? (Рассказать о жизни нашего класса или школы, выразить благодарность за что-либо, рассказать о трудной жизни пожилых людей, рассказать о каких-либо проблемах…)
- Каждую эту тему можно раскрыть в отдельности, а можно все объединить в одну.
2) - Сейчас вам предстоит решить, с какой целью вы будете писать свое письмо. Подумайте, как составить план своего письма. Из какого количества частей состоит письмо? (Из 3 основных)
Примерный план.
1. Приветствие.
2. Наша школьная жизнь. Нелегкая жизнь пожилых людей. Спасибо за Ваш труд!
3. Прощание.
3) Физкультминутка.
Игра "Широка страна моя родная!”
Учитель говорит название города, дети встают в круг, название реки – встают змейкой, горный массив – изображают горы. (Москва, Енисей, Владимир, Алтайские…, Ока, Санкт-Петербург, Обь, Муром, Уральские…, Волга, Кавказские…, Нижний Новгород)
1) - Давайте обсудим, что можно написать в основной части письма.
- Почему вы решили написать это письмо?
Где вы учитесь?
В каком классе?
Чем интересуетесь?
Нравиться ли тебе учиться?
Интересна ли жизнь в классе и в школе? Чем?
В чем ваша проблема?
Чем трудна жизнь пожилых людей?
Как им можно помочь?
- За что можно поблагодарить президента? (Отдает много времени и сил для развития нашей страны, для мирной жизни людей, повышения благосостояния людей, развития науки, образования…)
- А теперь попробуйте устно рассказать то, о чем хотите написать.
IV. Орфографическая подготовка.
- Хочу спросить, как вы будете писать местоимение "вы”, обращаясь к В.В.Путину? (C заглавной буквы)
- Почему?
Объясните орфограммы в словах.
Учиться, встречаться, замечательный, интересный, участвовать, учитель, праздник, времени, здесь, детский, помочь, благосостояние, образование, проблема, здравствуйте, до свидания, уважаемый, благодарность.
V. Самостоятельная работа.
1) Выполняется на три уровня.
1 уровень. Пишут по предложенному плану, вопросам и опорным словам.
План.
1. Приветствие.
2. Наша школьная жизнь.
3. Прощание.
Вопросы к основной части.
- Где вы учитесь?
- В каком классе?
- Чем интересуетесь?
- Интересна ли жизнь в вашей школе? И чем?
2 уровень. Пишут по самостоятельно составленному плану, вопросам и опорным словам.
Вопросы для основной части (2 уровень). Дети сами выбирают нужные им вопросы.
- Почему вы решили написать это письмо?
- Где вы учитесь?
- В каком классе?
- Чем интересуешься?
- Нравится ли тебе учиться? Почему?
- Интересна ли жизнь в школе и классе? Чем?
- В чем ваша проблема?
- Чем трудна жизнь пожилых людей?
- Как им можно помочь?
- За что вы хотите поблагодарить президента?
3 уровень. Пишут по самостоятельно составленному плану и опорным словам.
2) Дополнительный материал.
Игра "С миру по слову”.
Составьте предложение или текст так, чтобы все слова начинались с буквы "Д” (нескладушки допускаются).
VI. Проверка.
1) Зачитываются 2-3 работы учеников. Исправляются речевые ошибки.
2) Проверяется дополнительный материал.
VII. Итог урока.
- Чему учились на уроке? Что вспомнили, закрепили?