Цели. Закрепить умение писать письмо, соотносить план с темой, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, орфографическую зоркость; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление, творческие способности.
Оборудование: карточки с пословицами (2 уровня), с дополнительным материалом, фонограмма песни "Настоящий друг” муз. Савельева, сл. Пляцковского, карточки с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы вспомним, как пишутся письма.
- Скажите, а для чего люди пишут письма и кому?
- А вот кому мы сегодня будем писать, вы узнаете чуть позже.
II. Подготовительная работа.
1. - Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова в данное предложение (работа проводится устно, запись на доске).
…в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный… .
- Какое слово вы вставите? (Друг)
- Кого можно назвать другом?
Друг – это тот человек, с которым можно поделиться самым сокровенным в своей жизни, любым секретом. Друг никогда тебя не подведет, не бросит в трудную минуту.
2. Подберите однокоренные слова к этому слову, выделите корень.
Друг – дружба, подруга, дружить, дружный, дружный, …(происходит чередование г/ж).
3. - Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?
- Я предлагаю вам поработать с пословицами (работа проводится на два уровня)
1 уровень. Спишите пословицы, вставляя пропущенные слова.
Сам пропадай, а … выручай. Крепкую … и топором не разрубишь.
2 уровень. Составьте из данных слов пословицу, запишите ее.
Красна, дружба, не лестью, а, честью, и, правдой. (Дружба красна не лестью, а правдой и честью)
- Объясните смысл этих пословиц. - Как можно назвать слова: друг и товарищ? (Синонимы)
III. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем писать письма другу. Скажите, с какой целью можно написать другу письмо? (Если друг живет далеко; поддерживание дружеских отношений…)
- А можем ли мы познакомиться с человеком через письмо и приобрести нового друга? (Да)
- А сейчас прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Кузнецовой. ("Поссорились”, запись на доске)
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам!
Я ее не обижала, только мишку подержала,
Только с мишкой убежала и сказала "Не отдам!”
- Что за ситуация произошла в нем? (Девочки поссорились)
- Что же им надо сделать, чтобы помириться?
- А что делать, если вы поругались с другом, а он далеко уехал? (Написать письмо)
IV. Физкультминутка.
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня хвост, у тебя хвост,
У меня нос, у тебя нос,
Я твой друг, ты мой друг,
Мы любим друг друга.
V. Работа над текстом.
1. Итак, мы с вами выделили три цели. Это и будут темы наших писем:
а) Знакомство с другом.
б) Поддержка дружеских отношений.
в) Примирение с другом.
- На доске написаны три плана. Соотнесите их с темами. По какому признаку вы это сделали?
1. Приветствие. 2. Сообщение данных о себе. 3. Прощание. |
1. Приветствие. 2. Какие изменения произошли с момента расставания. 3. Прощание. |
1. Приветствие. 2. Анализ своего поведения. 3. Прощание. |
2. Так как вы уже умеете писать письма, то мы с вами разберем только основную часть.
1) – Какие данные вы можете дать о себе, чтобы познакомиться с другом? (Где проживаешь. Где учишься. Чем увлекаешься)
- Что можно еще написать? (Поинтересоваться, чем увлекается твой новый друг)
2) - Представьте, что вы слета не виделись со своим другом. Чем вы можете с ним поделиться? (Какие изменения произошли в школе и дома. Какие интересные встречи были в это время. Где вы побывали и что видели.)
3) - И, наконец, переходим к третьей теме.
- Что вы можете написать в этом письме? (Из-за чего произошла ссора. Признать свою ошибку и извиниться. Предложить продолжить дружеские отношения)
- А сейчас выберите тему и соответствующий ей план, запишите в тетрадь.
VI. Орфографическая подготовка.
1. Объясните орфограммы в данных словах.
Увлекаюсь, интересуюсь, нравится. Произошли, интересные.
Извини, ссора, помириться. Здравствуй, до свидания.
- Определите, к какой теме относятся эти слова? Почему?
2. Физкультминутка для глаз.
VII. Самостоятельная работа.
1. Прежде чем вам начать писать письмо, я хочу прочитать вам письмо, которое писала девочка своей подруге.
Здравствуй Оля! Пишет тебе Наташа.
Я очень часто вспоминаю тот день, когда мы с тобой поссорились. Я только сейчас поняла, как это здорово, когда у тебя не одна подруга, а целых две. Ведь все произошло из-за Марины, твоей сестры. Она приехала на каникулы к твоей бабушке. Мне тогда было очень обидно. Ведь ты играла не только со мной, но и с ней. Мне казалось, что ты предаешь нашу дружбу. И только теперь я поняла, что Марина хорошая девочка. С ней очень интересно. Мы могли вместе играть и даже делиться секретами втроем. Оля, прости меня. Я тогда наговорила тебе много обидных слов. Я очень хочу, чтобы мы продолжали дружить, как и раньше, теперь уже втроем.
Очень жду твоего ответа. Твоя подруга – Наташа.
2. Дети пишут сочинение по уровням.
1 уровень. По плану, вопросам и опорным словам. (Опорные слова те, над которыми велась орфографическая работа)
2 уровень. По плану и опорным словам.
3. Дополнительный материал.
Расшифруй пословицу и запиши ее правильно. Объясни смысл пословицы.
.гусод и ястёдйан, гурд ыб лыБ (Был бы друг, найдется и досуг)
VIII. Проверка.
IX. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Молодцы, письмо мы написали, а как нам его отправить? Что нужно знать? (Адрес, кому отправляешь письмо – адресат; обратный адрес отправителя, индекс)
- Чтобы наше письмо быстрее дошло до адресата, давайте закончим урок песней "Настоящий друг”. Ведь если есть друг, то всегда найдется занятие по душе. Ну а я хочу пожелать вам много хороших и верных друзей.