Целевые установки урока:
развивать умение устанавливать связь слов в предложении;
привлекать внимание четвероклассников к различной роли в предложении второстепенных членов;
формировать первоначальное представление об обстоятельствах и способах выявления их в предложении путём постановки вопросов где? когда? каким образом? как? куда?;
закреплять умение объяснять правописание изученных орфограмм;
ввести в речевую практику учащихся термин «обстоятельство»;
привлечь внимание учащихся к самостоятельному толкованию значений фразеологических оборотов (ч. 1: упр. 10, с. 9).
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:
определять грамматическую основу предложения; ч. 1: с. 8, упр. 8; с. 9, упр. 10;
разбирать предложения по составу; ч. 1: с. 8–9, упр. 9;
выделять в предложении обстоятельство; ч. 1: с. 8–9, упр. 9; с. 10, упр. 11.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке
регулятивные:
ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы; ч. 1: с. 7;
оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока); ч. 1: с. 8, 9;
познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1: с. 8, упр. 8; с. 9, упр. 10; с. 10, упр. 11;
устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1: с. 8, упр. 8;
коммуникативные:
работа со взрослым; ч. 1: с. 8, упр. 8.
Личностные УУД, формируемые на уроке
приобщение учащихся к постановке цели и осознанию цели урока и ожидаемых результатов; целеполагание – ч. 1: с. 7;
предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1: с. 7, упр. 7; с. 10, упр. 11;
создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1: с. 8, упр. 8.
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
различать главные и второстепенные члены предложения;
характеризовать роль второстепенных членов предложения для полноты выражения главной мысли предложения;
характеризовать и находить в предложении обстоятельство;
использовать в собственной речи распространенные предложения с включением обстоятельств;
активно использовать в речи (в соответствии с речевой ситуацией) термины «грамматическая основа», «главные и второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое», «обстоятельство».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
III. Словарная работа.
IV. Основная часть урока.
а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.
– Из каких членов предложения состоит грамматическая основа?
– Как определить подлежащее? сказуемое?
– Как по-другому называются члены предложения, входящие в грамматическую основу?
– Как называются все остальные члены предложения?
– Как вы думаете, почему они получили название «второстепенные»?
– Нужны ли они в предложении? Каково их назначение?
– Прочитайте на с. 7 (ч. 1), какая цель стоит перед нами на уроке сегодня.
– Как вы думаете, достаточно ли мы уже знаем о предложении, чтобы сразу ответить на те вопросы, которые представлены как цели урока?
– Как бы вы сформулировали, что ещё нам необходимо узнать, чтобы быть готовыми к обсуждению и выполнению целей урока?
– Сегодня мы будем наблюдать за второстепенными членами предложения, постараемся установить, какое они имеют (могут иметь) значение для уточнения содержания предложения (сообщение, вопрос, побуждение к действию), на какие вопросы они могут отвечать.
б) Работа над основной темой урока по учебнику.
Упражнение 8 на с. 8 (ч. 1) выполняется учащимися коллективно по заданиям и аналитическим планам учебника с обсуждением и с аргументацией ответов и решений. (Словосочетания из первого предложения могут быть записаны на доске в качестве образца.)
После выполнения упражнения можно попробовать ответить на вопрос, почему выделенные второстепенные члены получили название «обстоятельства».
Упражнение 9 на с. 8–9 (ч. 1) выполняется в соответствии с формулировкой задания. Его цель – учить детей самостоятельно по вопросам устанавливать связь слов в предложении и выявлять обстоятельства.
Особое внимание учащихся следует обратить на обсуждение вопроса: Какое значение имеют обстоятельства для более точного (яркого) описания происходящего в тексте?
Упражнение 10 на с. 9 (ч. 1) выполняется в соответствии с формулировкой задания.
Выполнение этого задания имеет значение не только для решения конкретной цели урока – формирования представления учащихся о назначении второстепенных членов предложения (и в частности обстоятельства) в речи, но и для привлечения внимания детей к яркости (образности, выразительности) фразеологических выражений.
При составлении предложений с данными оборотами речи следует выяснить, какими членами предложения они являются и почему. Затем необходимо предложить учащимся сравнить обстоятельства, которые им встретились в упражнении 9, с обстоятельствами из упражнения 10, и определить, чем они отличаются.
После выполнения этого задания и знакомства (чтением и обсуждением) текста на с. 9 (ч. 1) «Обратите внимание!», учащиеся должны сделать вывод о том, что обстоятельство может быть выражено одним словом, а может и несколькими словами (целым выражением).
в) Физкультминутка.
г) Применение полученных знаний на практике.
Упражнение 11 на с. 10 (ч. 1) выполняется по предлагаемым заданиям с целью формирования опыта работы с учебником.
V. Итог урока.
– Какому члену предложения был посвящён сегодняшний урок?
– Почему обстоятельства получили такое название?
– На какие вопросы отвечают эти второстепенные члены предложения?
– Чем могут быть выражены обстоятельства? Приведите примеры (возможно использование материала урока).
– Какова роль обстоятельств в предложении?
– Как они фиксируются при графическом разборе предложения?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 11 на с. 10 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.