Цель: познакомить учеников с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого (обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор знака Ъ или Ь, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].

 

Ход урока

 

I. Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»

У. Разгадайте кроссворд, запишите слова, объясните, к какому разделу таблицы подходит каждое слово и почему.

 

1.  Из горячего колодца через нос водица льется.

2.  Он прочно скрепит и соединит

     Бумагу и  картон, резину и древесину.

3.  Кручу, урчу, знать никого не хочу.

4.  Летом вырастают, осенью опадают.

5.  Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

6.   Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь,

В птицу может превратиться.

7.  За дымком, за свистком братья бегают гуськом.

 


 

Слова для справок: клей, поезд, яйцо, листья, заяц, чайник, вьюга.

 

У. Назовите звук, который присутствует во всех словах.

Д. Звук [й,].

У. Какими буквами он обозначен на письме?

Д. Буквами й, я, е, ю.

У. Какой буквы недостает?

Д. Ё.

У. Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й,].

Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й

У. Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.

 

 II. Этап мотивации новых знаний.

У. Ребята, Ник (персонаж в учебнике - иностранец ) в затруднительной ситуации. Помогите разобраться.

Дана транскрипция слов. Необходимо найти и объяснить ошибки.

Д. Первое слово вьюн . Если прочитать слово, записанное Ником, то звук [й,] не слышен. В этом слове буква ю обозначает мягкость звука [в,], но не обозначает звук [й,].

Аналогично рассуждаем, рассматривая ошибку в слове сем.

У. Какие помощники понадобятся Нику, чтобы записать слова правильно?

Д. Буквы Ъ и Ь.

У. Исправьте ошибки, запишите слова правильно.

 

III. Этап усвоения новых знаний.

 

Работа в учебнике

 


 

У. Понаблюдаем над словами. После каких звуков находится звук [й,]?

Д. [п,], [ж], [л,], [в], [с,], [ч,].

У. Какие это звуки?

Д. Согласные.

Строим схему на доске: ?,] 

У. Какие звуки находятся после [й,]?

Д. [а], [о], [у], [э],[и].

У. Какие это звуки?

Д. Гласные.

Строим схему на доске: ?,]?

У. Звук [й,] и гласные звуки обозначают в словах буквы, назовите их.

Д. Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Каким способом обозначается звук [й,] в словах?

Какие особенные буквы помогают обозначить звук [й,] в этих словах?

Д. Ъ и Ь. Они находятся после согласных звуков, перед Я, Ё, Ю, Е, И.

У. Проверим ваше предположение. Прочитаем правило.

Расскажите Нику о новой тайне русского языка.

 

IV. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.

У. Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?

Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:

ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ

 

У. Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?

Д. Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.

У. Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ?

Д. Мы не можем точно сказать.

У. Поищите помощь в книге.                                               

Показ формы самостоятельной записи слов с буквами Ь и Ъ.

Выбор букв показывается дробью Ь .

                                                           Ъ

 

У. Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:

МУРАВ?И, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, С?ЕХАЛ, С?ЁМКА

Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.

У. Проверьте правильность выбранных вами букв.

Если вы использовали запись Ь , исключите неверный вариант, запишите слово правильно.

                                                  Ъ

Допишите в столбики слова из предложенных: в..ехал, варен..е, под..езд, солов..и.

Звукобуквенный разбор слов листья и вьюга по вариантам.

 

V. Закрепление изученного.

У. Антон попытался составить пословицу.

Вот, что у него получилось: Без ученьйа нет уменъйа.

Ребята, помогите Антону проверить правильности написания. Какой секрет письма ещё не знаком Антону.

У. Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, приезд, враги, болезнь.

Д. Получились слова подъём, отъезд, друзья, здоровье.

У. Запишите слово друзья , используя подсказку, проверьте написание.

Объясните выбор 

VI. Итог урока.

У. Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?

Домашнее задание. Расскажите родителям о способах обзначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.

 

 

© 2023

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru