Цель: познакомить учеников с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого (обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор знака Ъ или Ь, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,].
Ход урока
I. Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»
У. Разгадайте кроссворд, запишите слова, объясните, к какому разделу таблицы подходит каждое слово и почему.
1. Из горячего колодца через нос водица льется.
2. Он прочно скрепит и соединит
Бумагу и картон, резину и древесину.
3. Кручу, урчу, знать никого не хочу.
4. Летом вырастают, осенью опадают.
5. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
6. Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь,
В птицу может превратиться.
7. За дымком, за свистком братья бегают гуськом.
Слова для справок: клей, поезд, яйцо, листья, заяц, чайник, вьюга.
У. Назовите звук, который присутствует во всех словах.
Д. Звук [й,].
У. Какими буквами он обозначен на письме?
Д. Буквами й, я, е, ю.
У. Какой буквы недостает?
Д. Ё.
У. Запишите красиво буквы, которые могут обозначать звук [й,].
Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й
У. Запишите два слова на выбор, упражняясь в написании буквы й.
II. Этап мотивации новых знаний.
У. Ребята, Ник (персонаж в учебнике - иностранец ) в затруднительной ситуации. Помогите разобраться.
Дана транскрипция слов. Необходимо найти и объяснить ошибки.
Д. Первое слово вьюн . Если прочитать слово, записанное Ником, то звук [й,] не слышен. В этом слове буква ю обозначает мягкость звука [в,], но не обозначает звук [й,].
Аналогично рассуждаем, рассматривая ошибку в слове сем.
У. Какие помощники понадобятся Нику, чтобы записать слова правильно?
Д. Буквы Ъ и Ь.
У. Исправьте ошибки, запишите слова правильно.
III. Этап усвоения новых знаний.
Работа в учебнике
У. Понаблюдаем над словами. После каких звуков находится звук [й,]?
Д. [п,], [ж], [л,], [в], [с,], [ч,].
У. Какие это звуки?
Д. Согласные.
Строим схему на доске: ?[й,]
У. Какие звуки находятся после [й,]?
Д. [а], [о], [у], [э],[и].
У. Какие это звуки?
Д. Гласные.
Строим схему на доске: ?[й,]?
У. Звук [й,] и гласные звуки обозначают в словах буквы, назовите их.
Д. Я, Ё, Ю, Е, И.
У. Каким способом обозначается звук [й,] в словах?
Какие особенные буквы помогают обозначить звук [й,] в этих словах?
Д. Ъ и Ь. Они находятся после согласных звуков, перед Я, Ё, Ю, Е, И.
У. Проверим ваше предположение. Прочитаем правило.
Расскажите Нику о новой тайне русского языка.
IV. Наблюдение за употреблением Ь и Ъ.
У. Прочитайте слова. Какими буквами обозначен звук [й,]?
Дети списывают слова с комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]:
ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ, ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ. ОБЪЕДСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ
У. Какой способ обозначения звука [й,] вам встретился? Почему? Понаблюдайте за расположением букв Ь и Ъ в словах. Какая из них не встречается ближе к концу слова?
Д. Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь встречается в разных позициях в слове и ближе к началу, и ближе к концу.
У. Как же быть при выборе этих букв, когда пишется Ь, а когда Ъ?
Д. Мы не можем точно сказать.
У. Поищите помощь в книге.
Показ формы самостоятельной записи слов с буквами Ь и Ъ.
Выбор букв показывается дробью Ь .
Ъ
У. Запиши слова в два столбика, используй помощь правила:
МУРАВ?И, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В?ЮГА, С?ЕХАЛ, С?ЁМКА
Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь положением буквы в слове: ближе к началу или к концу слова.
У. Проверьте правильность выбранных вами букв.
Если вы использовали запись Ь , исключите неверный вариант, запишите слово правильно.
Ъ
Допишите в столбики слова из предложенных: в..ехал, варен..е, под..езд, солов..и.
Звукобуквенный разбор слов листья и вьюга по вариантам.
V. Закрепление изученного.
У. Антон попытался составить пословицу.
Вот, что у него получилось: Без ученьйа нет уменъйа.
Ребята, помогите Антону проверить правильности написания. Какой секрет письма ещё не знаком Антону.
У. Подбери слова противоположные по смыслу (антонимы) к предложенным: спуск, приезд, враги, болезнь.
Д. Получились слова подъём, отъезд, друзья, здоровье.
У. Запишите слово друзья , используя подсказку, проверьте написание.
Объясните выбор
VI. Итог урока.
У. Расскажите о способах обозначения звука [й,] в русском языке. О чем предупреждают буквы Ь и Ъ?
Домашнее задание. Расскажите родителям о способах обзначения звука [й,] в словах, подберите слова, с разделительными Ь и Ъ знаками.