Цель: закрепить план анализа глагола.
Задачи: привести в систему имеющиеся знания о глаголе; тренировать в изменении глагольных форм; развивать орфографическую память и зоркость; воспитывать аккуратность при выполнении работы;
работать над обогащением активного словаря учащихся посредством работы над лексическим значением глагола «говорить», составления синонимичного ряда, введения в речь данного глагола; содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов; развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.
Оборудование: карточки со словами: калякать, бахорить, гутарить, баять, балакать; карточки с тестами для индивидуальной работы; сигнальные карточки.
Ход урока
I. Оганизационный момент.
У. Сегодня я вам предлагаю глубже окунуться в загадочный мир, чудесную страну.
Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.
Вы хотите узнать, что это за страна?
Д. Да.
У. Это страна Лингвиния. «Лингва» по-гречески – «язык». Жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. В гости к словам мы отправляемся часто и нам всегда рады. А кто же сегодня будет нашим экскурсоводом? Отгадайте.
II. Чистописание с орфографическим заданием.
У. Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную буквы на строке.
Слова на карточках вывешиваются на доску.
Дети пишут буквы орфограмм, определяют, слова какой части речи им предложены с помощью сигнальных карточек, устно поясняют.
Сигнальные карточки: КРАСНАЯ – сущ., СИНЯЯ – прил., ЖЕЛТАЯ – гл.
У. Бе...
Д. Парный согласный Г в слабой позиции на конце слова, проверочное слово – «бегать».
У. П..нять.
Д. Безударна гласная в корне слова О, проверочное слово – «понял».
У. Ло..кий.
Д. Парный согласный В перед глухим согласным, проверочное слово – «ловок».
У. ..сина.
Д. Безударна гласная в корне слова О, непроверяемая уларением.
У. Рома.
Д. Имя собственное, пишем с большой буквы.
У. Л..цо.
Д. Безударна гласная в корне слова И, проверочное слово – «лица».
У. Лес?ница.
Д. Непроизносимый согласный, непроверяемый Т.
У. Стричь.
Д. Ь на конце неопределенной формы глагола.
В результате на доске запись:
Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь
У. Догадались, какое слово получилось?
Д. Говорить.
У. Назовите орфограммы в слове. Запишите его на новой строке с большой буквы.
Дети записывают слово в тетради.
III. Актуализация знаний.
У. Проанализируйте это слово, как честь речи.
Д. Слово говорить отвечает на вопрос что делать?, обозначает действие, изменяется по временам (говорил). Это глагол в неопределенной форме.
У. Поставьте глагол в форму прош. в., ед. ч., ж. р.
Д. Что делала? Говорила.
Ученик записывает слово на доске.
У. Покажите строение слова.
Образуйте однокоренные с глаголом говорить слова. Определяем часть речи.
Д. Поговорка, разговор, переговоры, говорливый…
Ученики записывают слова на доске и в тетради, разбирают по составу.
У. Слово «говорить» будет сопровождать нас на уроке.
Назвать тему урока
У.Объясните смысл этого слова. Что значит «говорить»?
Д. Владеть речью, выражать свои мысли.
У. В старину школьный учитель оценил правильный ответ ученика фразой: «Верно глаголешь!» Как вы ее понимаете?
Устаревшее слово «глаголеть» - «говорить», родственно слову… Догадались?
Д. «Глагол».
У. Верно. Устаревшее слово «глагол» означает «слово», «речь». И буква Г называлась «глаголь». Интересно?
У. Сегодня мы продолжим путешествие по Лингвинии, и все же больше внимания уделим Глаголу,
Продолжим анализировать глагол, как часть речи.
Открыть тему урока «Анализ глагола как части речи»
У. Напомните, что такое глагол?
Самостоятельная работа с тестами с проверкой по образцу.
Один из вариантов:
Самопроверка
Вариант I. Вариант II.
1. б 1. а, в
2. б, в 2. а, б
3. б, г 3. б, г
У. Те, кто закончил самопроверку, помогите Нику разобраться в задании. Работаете в паре.
Проверка
IV. Разминка.
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Пальцы в замок соединили,
За головою их поместили.
Влево сделать поворот,
Вправо сделать поворот.
Влево, вправо…
Влево, вправо…
Не начать ли все сначала?
Молодцы!
V. Лингвистическая работа.
Повторение изученного (анализ глагола как части речи)
У. Подберите синонимы к слову говорить.
Д. «Болтать», «разговаривать», «сообщать».
У. Что общего у этих слов?
Поставьте их в форму:
Наст. вр., ед. ч., 1 л. (болтаю);
Прош. в., мн. ч. (разговаривали);
Буд. в., ед. ч., 3 л. (сообщит).
У. Дома вы искали в словаре толкование некоторых слов.
Д. Я работал со словом «бахорить» - «болтать», «беседовать», «разговаривать».
Д. У меня слово «судачить» - сплетничать, говорить о чужих делах.
Д. В сказках встречаются слова «сказывать», «баять».
У. А помните у Пушкина: «Правду ль бают или лгут, дива я не вижу тут»,
«…И молва трезвонить стала, дочка царская пропала…». «Трезвонить» - обсуждать.
Д. Есть слово «гутарить» - «говорить», «молвить».
У. Можно ли в синонимический ряд поместить слово «калякать»? Что оно означает?
Д. Рисовать.
У. Верно, но у него есть еще одно значение – «говорить».
Как богат наш русский язык. Сколько в нем слов, близких по значению к слову «говорить», и это ещё не все слова… Это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в речи. Запишите любое слово, которое вам понравилось, а запомнить постарайтесь все.
Слова на карточках выносятся на доску в том порядке, в каком их называют дети.
Дети записывают слово-синоним через запятую после слова «говорила».
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека в течение жизни.
(По Л.Успенскому)
У. Составьте словосочетания, предложение со словом говорить.
ВОПРОСЫ
Говорить как?
… с кем?
… о чем?
… что?
Д. Громко говорить, говорить о друге, говорить правду, говорить по телефону…
У. Составьте предложение со словом «говорить».
Д. Поговорим об уроках.
Устный анализ глагола «поговорим».
Работа по учебнику.
У. Вспомните пословицы со словом «говорить».
Д. Меньше говори, больше делай.
Глагол поставить в указанную форму (время, число, лицо или род)
Прош. в., ед. ч., м. р.
Наст. в., ед. ч., 1л. ЛЕЗУ ЛЕЗ
Буд. в., ед.ч., 1л. ОТНЕСУ ОТНЁС
Наст. в., ед. ч., 3л. ПОЛЗЕТ ПОЛЗ
Прош. в., мн.ч. СГРЫЗЛИ СГРЫЗ
Звуко-буквенный анализ слова «СГРЫЗ»
У. Какие ещё пословицы со словом «говорить» вы вспомнили?
Д. Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Д. Говорит бело, а делает черно.
Д. Больше слушай, меньше говори.
Д. Говори меньше, умнее будет.
Д. Ему говорить, что об стенку горох лепить.
Д. Знаючи – говори, а не знаючи – молчи.
Д. Знай больше, да говори меньше.
Д. У кого что болит, тот о том и говорит.
Д. Красно говорит, а слушать нечего.
Д. Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
Д. Больше знай, да меньше бай.
У. Коли пословица велит: «Знай больше, да говори меньше», продолжим работу.
Объяснение домашнего задания
VI. Фразеологизмы.
У. Каков смысл пословицы?
Говорит по секрету, а выйдет всему свету.
VII. Физминутка.
Исполнение песенки «По секрету всему свету».
У. Что же лучше: «Молоть языком» или «Держать язык за зубами»?
Работаем по пословице: Говорит по секрету, а выйдет всему свету.
Определите, слова каких частей речи есть в пословице?
Используя памятку, выполните устный анализ глагола «говорит».
Используя памятку, выполните письменный анализ глагола «выйдет».
VIII. Итог урока
У. Говорить нам – не устать, было бы что сказать.
Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?
О глаголе.
Что важного повторили? Нового узнали?
Спасибо за урок!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.
(И. Тургенев)
Самостоятельная работа (Вставь пропущенные глаголы, запиши загадку).
… она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты … чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (Книга)
Слова для справок: говорить, толковать, беседовать, болтать, трезвонить.