Тип: урок нового материала.
Вид: сюжетно-ролевой.
Технология: ситуативная основа.
Цели: Закрепить у учащихся обобщенное представление об именах существительных как словах, обозначающих предметы.
1. Образовательная: Формировать умение правильно писать слова с «ь», парными согласными в конце слова, проверяемыми безударными гласными.
2. Развиваются. Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
3. Воспитательная. Воспитывать любовь к русскому языку. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.
Оборудование: сюжетко-ролевые картинки с изображением Незнайки, Аленушки; бумажные цветы со словами; таблица «Синонимы».
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап
1. Логическое задание. (Читать 1 раз) (Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой — низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква?)
2. Тема: (Дети должны угадать ее формулировку.)
(Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам).
3. Чистописание.
бь бьи тья иъ чь
Голубь, воробьи, листья, день, ночь.
На доске (Я — в низком, А — в высоком.)
Один ученик работает на индивидуальной доске. Разбор предложения но членам предложения и по частям речи. Вставить пропущенные буквы.
Дети записывают тему: «Слова, обозначающие предмет».
Какую роль может играть «ь»? Какой частью речи являются записанные слова? Кто знает, почему в слове ночь «ь»?
На доске:
— существительные, так как... (дети объясняют).
4. Словарная работа.
Чтобы отгадать слово, используем картинки.
1-я буква такая, как 3-я в слове заяц
2-я буква такая, как 1-я в слове заяц
3-я буква такая, как 2-я в слове мышь
4-я буква такая, как 1-я в слове кот
На доске картинка
заяц мышь кот
— я
— ы
— к
существительное, потому что...
Запись на доске и в тетрадях язык
— Слово «язык» — необычное. У него много значений.
— Какое лексическое значение имеет слово
4 «ЯЗЫК» ?
Дети: омонимы
— язык есть у человека и животных;
— определяет вкус пищи;
— образует звуки речи;
5. Работа с фразеологическими оборотами. Найти значение, объяснение.
На доске запись:
взять в плен языка, языком чесать, придержать язык за зубами, хорошо подвешен язык.
6. Проверка работы на индивидуальной доске.
Физкультминутка (если слово пишется с маленькой буквы — присесть, с большой буквы — подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши).
Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козел Бодун, Воробей Тишка, Поросенок Гришка Красивая синичка.
— Как напишешь клички?
II. Повторение изученных орфограмм
1. Помочь Незнайке исправить ошибки: дети объясняют ошибки, говорят, почему «Пушыстый рыжый катенок васька спит удвери» пишется иначе (правила, доказательства).
2. Найти в предложении существительные. Доказать.
III. Закрепление
Помочь Аленушке спасти братца Иванушку
(Для этого выполнить задания, ответить на вопросы, сорвать яблочки).
1. Что такое существительное?
2. Что обозначает имя существительное?
3. Запишите в два столбика: кто? что?
(Друзья, коньки, девочка, гость, крылья, дождь).
4. Заполнить таблицу словами на букву М, м.
На доске картинка: дерево с яблоками.
Дети (дают полные ответы):
— часть речи
— предметы
— проверка с объяснением изученной орфограммы. Вывод: почему существительное отвечает на вопросы кто? или что?
На доске таблица
название инструмента
название цветка
город
кличка животного
Дети объясняют написание заглавной и строчной буквы. Почему? Вывод: имена собственные и нарицательные.
5. Собрать «цветы» в букеты и расставить по своим вазам (найти синонимы).
— Картинки на магнитной доске.
Дети находят синонимы, определяют род существительных, делают вывод о том, как определить род существительного.
Устная работа.
6. Записать существительное во множественном числе.
Куст, ручей, нож, пальто.
—в тетрадях комментированное письмо
? — пальто
Вывод о ед. и мн, ч. существительного.
Физминутка с мячом «Назвать части речи».
IV. Итог урока. Вывод
— Что помогло спасти — ответы детей.
Иванушку? (яблочки сорваны)
V. Домашнее задание Индивидуальное по карточкам