Цель урока: формирование образовательных компетенций в предметной области "Русский язык" по теме: "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Закрепление знаний".
Задачи урока
1.Образовательная: закрепить умение правильно писать слова с разделительными Ъ И Ь.
2. Воспитательная: развивать каллиграфический навык, орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, память, пополнение словарного словаря, коммуникативные умения и навыки.
3. Развивающая: воспитание лучших качеств личности, коллективизма.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Используемые технологии:
Презентация, тренажер для глаз, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, карточка с Ъ, Ь, А; снежинки, вырезанные ёлочные игрушки для оформления ёлки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Давайте определим своё настроение, настрой на работу.
Зелёный - отличный
Синий - хороший
Красный - не совсем готовы
II. Актуализация знаний.
Ребята, какое сейчас время года? (зима ) слайд- ЗИМА
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
1.Словарная работа. Вспомним написание словарных слов. Я загадываю загадки, отгадки запишем на доске и в тетрадях.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. (МОРОЗ)
Зимой белый, летом серый (ЗАЯЦ)
Мчусь, как пуля, я вперёд
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? (КОНЬКИ)
Там в заснеженной пустыне
Царство матушки зимы.
Только белые медведи
Населяют эти льды (СЕВЕР).
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ).
Мороз, заяц, коньки, север, медведь - СЛАЙД
- Ребята, какие два слова здесь лишние? Почему? (заяц, медведь – животные, а остальные слова про зиму)
- Подумайте, какое ещё слово можно исключить? (коньки – сделал человек или медведь – т.к. спит)
- Скажите, ребята, что объединяет эти слова? (зима)
- Составьте предложения о зиме, используя данные слова.
Мороз выписывает свои узоры на стёклах, а нам необходимо красиво написать слоги:
тья бьи ъ съе разъя вью
- Что объединяет эти слоги?
- Не подскажете ли тему урока? (Разделительный Ъ и Ь знаки)
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).
- Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки. СЛАЙД.
Минутка чистописания .
Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.
III. Работа над новым материалом
1. (Чтение стихотворения. Инсценирование).
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Значит, эти знаки важны в русском языке.
- Сегодня мы будем различать слова с разделительными ъ и ь знаками.
2. Работа в тетрадях. Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу: в какой части слова пишется разделительный Ь и Ъ знаки?
Учащимся даются слова I вариант: счастье, воробьи, бьют, крылья
II вариант: съездить, съел, съёжился, объяснил СЛАЙД
(Учащиеся рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь знаков и при объяснении составляют схему-помощницу).
Ь - в корне перед Е, Ё, Ю, Я, И Ъ – после приставки перед Е, Ё, Ю, Я
- Когда пишется разделительный ь? (Разделительный ь пишется в корне слова, после согласных, перед буквами е, ё, ю, я, и.
- Когда пишется разделительный ъ? с. 14 учебника – чтение сообщения хором (Разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я).
ФИЗМИНУТКА: в воздухе написать буквы Ь,Ъ вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.
3.Самостоятельная работа в тетрадях. Спиши слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком.
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд,
счаст_е, п_ют.
(дополнительное задание: разобрать слова по составу.)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
4. Закрепление.
Письмо по памяти.
На слайде слова: объявление, вьюга, объедки, жильё, подъёмный, подъехал, ручьи, вьёт.
- Посмотрите, запомните и напишите как можно больше слов.
- Сколько слов вы записали.
- Давайте поиграем в игру "Назови одним словом".
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела - обезьягна.
Кондитерское изделие - печенье.
Втолковал, разжевал и в рот положил -разъяснил.
Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения- объявление.
Энергичный рост, сильное развитие чего-либо; участок дороги поднимающий в гору- подъем.
Событие перед юбилеем- предъюбилейный.
Седьмой день недели-воскресенье.
Вьющееся растение с бело-розвыми цветками-вьюн.
IV. Итог.
-Какую тему изучили?
-Когда же пишется разделительный мягкий знак и разделительный ъ ?
-Какое задание вам показалось сложным?
Разделительный мягкий знак пишется в _____________
Перед гласными _______________
Разделительный твердый знак пишется только после ________________
Перед гласными ______________________
Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку "пять"
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить "пять"?
Попрошу вас предлагать.
И "четверочку" поставим
От души ребят поздравим.
Что тут думать и гадать...
За "четверкой" идет "пять"!
Домашнее задание.
Выберите себе задание и запишите в дневнике.
Придумать и записать 6 слов с разделительным ь, ить орфограмму.
Выписать по одному предложению из книги со словами, где пишется разделительный Ъ и Ь, показатель мягкости согласного звука.
VI. Рефлексия. Скоро Новый год. Украсим нашу ёлочку игрушками, снежинками.