Целевые установки урока:
сформировать представление детей о распространённых и нераспространённых предложениях; о том, что значит разобрать предложение по членам предложения;
сформировать умение сравнивать и различать распространённые и нераспространённые предложения; преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые;
сформировать навык письма по памяти;
отработать умение отличать слово, употреблённое в прямом значении, и слово – в переносном значении;
расширить и уточнить словарный запас учащихся; привлечь их внимание к лексическому значению слов;
ввести в активный словарь учеников термин «второстепенные члены предложения»;
сформировать опыт работы с учебником, готовность к самостоятельной работе с ним.
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:
сравнивать тексты, состоящие только из главных членов предложения, и тексты, состоящие из главных и других членов предложения; ч. 1: с. 73, упр. 24.
обсуждать роль второстепенных членов предложения в нашей речи; ч. 1: с. 73, упр. 24.
выделять в предложении главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении по вопросам; ч. 1: с. 74, упр. 25; с. 76, упр. 29.
различать распространённые и нераспространённые предложения по смысловой и эмоциональной выразительности; ч. 1: с. 74, упр. 26.
разбирать предложения по членам предложения, указывать распространённое оно или нераспространённое; ч. 1: с. 75, упр. 27; с. 76, упр. 28.
составлять словосочетания из данных групп слов; ч. 1: с. 83, упр. 46.
Речевое развитие:
Толковать (объяснять) значение слов, устойчивых фразеологических оборотов речи, различать прямое и переносное значение слов, заменять данные слова синонимами; ч. 1: с. 74, упр. 25; с. 76, упр. 28.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
регулятивные УУД:
– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; ч. 1: с. 73;
– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1: с. 73–75;
– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме; ч. 1: с. 73, упр. 24;
познавательные УУД:
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; ч. 1: с. 74, упр. 25;
– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1: с. 73, упр. 24; с. 74, упр. 25; с. 76, упр. 28–29;
– умение осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1: с. 74, упр. 26; с. 75, упр. 27;
– устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1: с. 76, упр. 29;
– уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ч. 1: с. 76, упр. 28
коммуникативные УУД:
– работа со взрослым; ч. 1: с. 73, упр. 24; с. 74, упр. 26;
– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); ч. 1: с. 74, упр. 26; с. 76, упр. 28.
Личностные УУД, формируемые на уроке:
осваивать новую социальную роль: «Я – ученик»; формировать личностный смысл учения:
– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание; ч. 1: с. 73;
– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1: с. 76, упр. 29;
– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1: с. 73, упр. 24; с. 74, упр. 26.
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
характеризовать предложения распространённые и нераспространённые;
выделять в тексте предложения распространённые и нераспространённые;
понимать и объяснять значение распространённых и нераспространённых предложений в речи;
строить и активно использовать в собственной речи распространённые и нераспространённые предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
III. Словарная работа.
IV. Основная часть урока.
а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.
– Откройте учебники на с. 73 (ч. 1), познакомимся с целью сегодняшнего нашего урока.
– Скажите, с решения какой задачи мы начнём урок?
– Вы и раньше обращали внимание на то, что в предложении кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) есть и другие слова.
– Сегодня нам предстоит узнать, как называются эти слова в предложении и какое значение они имеют в нашей речи.
б) Работа над основной темой урока по учебнику.
Упражнение 24 на с. 73 (ч. 1) выполняется по заданию учебника.
Цель данного упражнения – обратить внимание учащихся, что второй текст более выразительный и попросить объяснить учащихся что делает этот текст более выразительным.
В целом цель этого упражнения – подвести учащихся к пониманию роли второстепенных членов предложения в нашей речи.
После выполнения этого упражнения учащиеся читают сведения о языке на с. 73 (ч. 1) и знакомятся с термином «второстепенные члены предложения».
Упражнение 25 на с. 74 (ч. 1) выполняется по заданию, образцу и аналитическим планам учебника.
Цель упражнения – на основании анализа установить связь слов по вопросам между главными и второстепенными членами предложения. Учащиеся реально открывают значение второстепенных членов предложения для уточнения смысла предложения.
Анализ представленного образца подготавливает учащихся к модельному представлению структуры предложения и к пониманию того, что значит разобрать предложение по членам предложения.
Знакомство учащихся со сведениями о языке, с. 74 (ч. 1).
Упражнение 26 на с. 74 (ч. 1) выполняется по заданию и аналитическому плану к упражнению.
Цель упражнения – на основе сравнения распространённых и нераспространённых предложений (без терминологии), выделения в них общего и различного, обсудить, с помощью каких членов предложения мы узнаем не только о том, что кораблик мчится, но и какой кораблик и куда он мчится.
Тем самым, на основании проведённого анализа мы подготавливаем основания поставить перед учащимися вопрос: какое из двух предложений можно назвать распространённым, какое – нераспространённым.
После проведённого анализа учащиеся знакомятся со сведениями о языке на с. 75 (ч. 1).
в) Применение полученных знаний на практике.
Упражнение 27 на с. 75 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника.
Данное упражнение предпочтительно сначала выполнить коллективно в устной форме, а затем – самостоятельно в письменной форме.
Упражнение 28 на с. 76 (ч. 1) выполняется по заданиям учебника.
После чтения стихотворения следует выяснить у детей, как они понимают выражение медоносным цветом. Упражнение учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой и аргументацией принятых решений.
V. Итог урока.
– Прочитаем ещё раз цель урока.
– Скажите, выполнили мы её или нет?
– Какие предложения называются нераспространёнными? Какие распространёнными?
– Что значит – разобрать предложение по членам предложения?
– Как вы считаете, подготовило ли вас упражнение 24 (на сравнение текстов) к выполнению упражнения 27, в котором вы сами должны были распространить данные предложения?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 29 на с. 76 (ч. 1).