Целевые установки урока:
сформировать представление детей о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла (содержания) предложения;
сформировать умение выбирать слова, на которые следует сделать логическое ударение для более точной передачи смысла предложений, различных по цели высказывания;
актуализировать знания учеников о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации;
закрепить умение учащихся использовать в речи известные им термины: «цель высказывания», «Интонация» и ввести в активный словарь учеников новый термин – «логическое (смысловое) ударение»;
развить речевую практику детей при отработке навыка чтения диалогов;
обогатить словарный состав речи учащихся при работе с пословицей и стихотворным произведением.
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:
выделять в предложении слово, которое несёт основную смысловую нагрузку; ч. 1: с. 84, упр. 47; с. 85, упр. 48;
обсуждать значение термина «логическое ударение».
устанавливать общий смысл предложения в зависимости от логического ударения; ч. 1: с. 85, упр. 49–50; с. 87, упр. 53;
слушать, анализировать предложения, содержащие перечисление предметов, их действий и признаков, и устанавливать особенности их произношения; ч. 1: с. 87, упр. 51;
выбирать интонацию для произнесения предложений с перечислением;
наблюдать за предложением с перечислением и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в этих предложениях; ч. 1: с. 87, упр. 51;
выделять с помощью интонации главное слово в вопросе для того, чтобы получить один из возможных вариантов ответа; ч. 1: с. 84, упр. 47, с. 85, упр. 48.
Речевое развитие:
- толковать (объяснять) значение пословицы; ч. 1: с. 86, упр. 51.
- составлять по рисунку предложения из данных групп слов; ч. 1: с. 86, упр. 52.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
регулятивные УУД:
– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; ч. 1: с. 84;
– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1: с. 85;
– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.); ч. 1: с. 84, упр. 47;
познавательные УУД:
– умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1: с. 84, упр. 42;
– умение осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1: с. 87, упр. 53;
– устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1: с. 87, упр. 53;
коммуникативные УУД:
– работа со взрослым; ч. 1: с. 84, упр. 47;
– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); ч. 1: с. 53, упр. 7.
Личностные УУД, формируемые на уроке:
освоение новой социальной роли: «Я – ученик»; формировать личностный смысл учения:
– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание; ч. 1: с. 87;
– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1: с. 87, упр. 53;
– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1: с. 84, упр. 47.
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
понимать значение логического (смыслового) ударения в речи;
соотносить выбор слова, на которое падает (делается) логическое ударение, со смыслом предложения (высказывания) в целом;
активно использовать в собственной речи логическое ударение.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Чистописание.
III.Словарная работа.
IV.Основная часть урока.
а) Цеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.
– Откройте учебник на с. 84 (ч. 1), познакомимся с темой, над которой нам предстоит работать.
– Знаем ли мы, что такое ударение? (Дети вспоминают, что ударение – это выделение голосом гласного звука в слове, смысл слова связан с ударением.)
– А как вы думаете, что такое логическое ударение? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
– Прочитаем цель нашего урока.
– Вспомните, отчего может зависеть смысл предложения? (От интонации.)
– Теперь мы узнаем, как от выделения голосом разных слов в предложении меняется смысл предложения.
б) Работа над основной темой урока по учебнику.
Упражнение 47 на с. 84 (ч. 1) выполняется по заданиям и аналитическим планам к упражнению.
Цель этого упражнения – подготовить учащихся к пониманию сути логического ударения: в зависимости от того, какое слово в вопросе выделяется голосом, выстраивается ответ.
Упражнения 48, 49 на с. 85 (ч. 1) выполняются по заданиям учебника.
Цель этих упражнений – подвести учащихся к выводу о значении и назначении логического ударения в нашей речи.
Чтение учащимися вывода на с. 85.
– Как вы думаете, почему логическое ударение называется ещё и смысловым?
в) Применение полученных знаний на практике.
Упражнение 50 на с. 85; упражнения 51, 52 на с. 86 (ч. 1) выполняются по заданиям и вопросам учебника.
Обратите внимание! При выполнении упражнения 50 целесообразно, чтобы эти стихи прочитали 2–3 ученика, выделяя голосом те слова, которые каждый из них хотел бы выделить.
V. Итог урока.
– Как вы думаете, какое значение в речи имеет логическое ударение?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 53 на с. 87 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.