Целевые установки урока:
сформировать представление учащихся о предложениях, содержащих перечисление; о знаках препинания в предложениях с перечислением;
сформировать умение передавать интонацию перечисления в устной речи и обозначать её на письме;
обогатить речь детей термином «предложения с интонацией перечисления»;
актуализировать представления учеников о восклицательной, невосклицательной и вопросительной интонации; о значимости интонации в устной речи; о смысловой и интонационной законченности предложения;
сформировать на основе речевого опыта учащихся умение различать предложения с восклицательной, невосклицательной и вопросительной интонацией и верно оформлять их на письме в зависимости от интонации;
сформировать опыт работы с учебником, готовность к самостоятельной работе с ним.
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:
слушать, анализировать предложения, содержащие перечисление предметов, их действий и признаков, и устанавливать особенности их произношения; ч. 1: с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55; с. 89, упр. 56–57.
выбирать интонацию для произнесения предложений с перечислением.
наблюдать за предложением с перечислением и устанавливать, какие знаки препинания ставятся в этих предложениях; ч. 1: с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55; с. 89, упр. 56–57.
формулировать вывод об особенностях произнесения предложений с перечислением и о постановке знаков препинания в них.
уточнять сделанный вывод по учебнику; ч. 1: с. 89.
произносить, слушать предложения с перечислением и записывать их с расстановкой знаков препинания; ч. 1: с. 90, упр. 58.
Речевое развитие:
- толковать (объяснять) значение пословицы; ч. 1: с. 86, упр. 51.
- составлять по рисунку предложения из данных групп слов; ч. 1: с. 86, упр. 52.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
регулятивные УУД:
– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание; ч. 1: с. 87;
– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1: с. 89;
– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.); ч. 1: с. 89, упр. 56;
познавательные УУД:
– устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1: с. 90, упр. 58;
коммуникативные УУД:
– работа со взрослым (учителем); ч. 1: с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55;
– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание…»); ч. 1: с. 89, упр. 56.
Личностные УУД, формируемые на уроке:
– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание; ч. 1: с. 87;
– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1: с. 90, упр. 58;
– создание ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях; ч. 1: с. 87, упр. 54; с. 88, упр. 55.
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
– слышать интонацию перечисления в устной речи; передавать в устной речи «интонацию перечисления»;
– «чувствовать» (осознавать) в структуре написанного предложения (записываемого предложения) элементов перечисления;
– расставлять знаки препинания в предложениях с перечислением;
– давать обобщенную характеристику значения интонации в речи;
– понимать (осознавать) интонационное богатство русского языка; понимать ограниченность возможности знаков препинания для передачи различной интонации устной речи: радости, удивления. испуга.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
III. Словарная работа.
IV. Основная часть урока.
а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока.
– Давайте вспомним, с какой интонацией могут произноситься предложения.
– Приведите примеры таких предложений.
– Как эта интонация обозначается на письме.
– Вспомните (или посмотрите на с. 84 (ч. 1)), как называется тема, над которой мы начали работать на прошлом уроке.
– Оказывается, есть и другая интонация, предложения могут произноситься не только с вопросительной интонацией, с восклицательной или невосклицательной интонацией, но и с интонацией перечисления.
– Откройте учебники на с. 87 (ч. 1).
– Прочитайте, над чем мы будем работать на уроке. Какие выводы мы должны будем сформулировать?
б) Работа над основной темой урока по учебнику.
Упражнение 54 на с. 87 (ч. 1) выполняется по заданиям и аналитическим планам учебника.
Цель этого упражнения:
– слушать, анализировать предложения, содержащие перечисление и устанавливать особенности их произношения: предложение произносится с маленькими остановками (паузами) между словами альбомы, карандаши, краски, кисточки, ластики;
– наблюдать, как на письме показаны паузы между этими словами.
Упражнение 55 на с. 88 (ч. 1).
Учащимся предлагается познакомиться с этим упражнением и рассказать, что нужно сделать при его выполнении (формирование опыта работы с учебником, готовности к самостоятельной работе с ним):
1) Рассмотреть рисунок. Устно ответить на вопрос – составить предложение о художнике.
2) Объяснить, что заключает в себе составленное предложение.
3) Вспомнить, при помощи каких знаков препинания обозначается интонация перечисления.
4) Записать предложение, сверяя свои действия с образцом.
Упражнение 56 на с. 89 (ч. 1) выполняется по заданиям и аналитическим планам учебника.
Цель этого упражнения – подвести учащихся к выводу, что в предложении могут перечисляться не только предметы, но и их признаки и действия.
После выполнения упражнений 55–56 учащиеся самостоятельно формулируют вывод об особенностях произнесение предложений с перечислением и о постановке знаков препинания в них. Затем вывод уточняется по учебнику на с. 89.
Применение полученных знаний на практике.
Упражнение 57 на с. 89 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника.
Цель данного упражнения – закрепить навык выделения предложений в тексте и оформления на письме предложений, содержащих перечисление.
V. Итог урока.
– Что нового об интонации вы узнали на уроке?
– Удалось ли нам решить те задачи, которые перед нами стояли?
– Какой вывод мы сформулировали?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 58 на с. 90 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно по заданиям учебника.