Цели урока:
познакомить с наречием, как частью речи;
формировать у детей чувство языка (умение выражать свои мысли и понимать других);
развивать орфографическую зоркость;
развивать устную и письменную речь;
воспитывать бережное отношение к языку, как к части истории своего народа.
Оборудование: карточки, магнитофон, цветок «ромашка», картинки героев и шариков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
(Звучит песня из мультфильма про «Кота Леопольда»).
– Как зовут же этого героя? («Кот Леопольд»).
Он принёс карточку с вопросами: Где? Куда? Зачем? Почему? Как? Откуда?
–Из записанных на доске слов (каникулы, учиться, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, они, пирожок, весело, спокойный, думает) выберите и запишите только те, которые отвечают на эти вопросы. Обратите внимание на правильное написание соединений.
– Каким членом предложения могут быть эти слова? (Обстоятельством.)
– Что называется обстоятельством?
III. Постановка проблемы
– Закончите фразу кота Леопольда: «Ребята, давайте жить _______!» (дружно). Запишите красиво это предложение.
– Назовите части речи в этом предложении.
– Какое слово у вас осталось? (Дружно.)
– Ребята, а как ещё можно сказать? (Дружно, весело, радостно.)
– А кто из вас может сказать, к какой части речи относится это слово? Сформулируйте тему нашего урока.
IV. Сообщение темы и цели урока
– Давайте проверим ваше предположение по учебнику.
Работа по учебнику.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).
У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадаем на сегодняшнем уроке.
V. Изучение нового материала
1) Работа в группах (раздаются карточки)
– Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.
1 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?
ед. ч. мн. ч.
Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;
Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .
Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.
Сделайте вывод!
Наречия по числам ________________________________________
2 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?
м.р.
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________________________
3 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
пр. в.
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (______________?) _________________;
Цветут (____________?) _________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по временам ________________________________________
4 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;
3л. : он встаёт (____________?) _____________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
5 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?
Образец:
2л. : вы встаёте (_______?) ______________;
3л. : они встают ( ____________?) _______________ .
Сделайте вывод!
Наречия по лицам ________________________________________
6 группа:
Понаблюдайте! |
Обсудите в группе! |
Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________________________________
Чего? ___________________________________________
Чему? ___________________________________________
Чем? ____________________________________________
О чём? ___________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ________________________________________
Вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи.
2) Работа в парах (раздаются карточки)
– А сейчас поработайте в парах. У вас на парте текст. Найдите и подчеркните только наречия.
Кот Леопольд так спешил к нам, что совсем забыл про мышей.
Он робко посмотрел сначала вверх, затем вниз и только не увидев их, он спокойно вздохнул.
– Назовите наречия из текста. Запишите их в тетрадь.
3) Работа по учебнику
С.57 упр. 1
VI. Закрепление изученного материала
–Пока мы с вами выполняли задание, к нам тихонько подкрался один мышонок и принёс вам с Котом Леопольдом задание:
1) Письмо под диктовку
Мышата вновь спешат другу на помощь.
– Разберите это предложение по членам предложения.
– Давайте прочитаем вывод по учебнику на с.58.
– Молодцы! Вы справились с заданием мышонка. Но вдруг незаметно подкрался второй мышонок и предлагает нам отдохнуть.
2) Физкультминутка
«Поймай словечко».
Веселит, весело, сила, сильный, сильно, хорошо, близкий, близко, низко, высота, высоко.
3) Фронтальная работа
– Вы так хорошо поработали, что мышата решили помириться с Котом Леопольдом и жить с ним дружно. Они преподнесли ему в знак примирения цветок. Но Кот Леопольд очень дорожит вашей дружбой и поэтому предлагает вам эту ромашку. Но она не простая, а с заданием: заменить фразеологизм одним словом – наречием
Работать спустя рукава – небрежно
Рукой подать – близко
Навострить уши - внимательно
Как курица лапой – неразборчиво
Засучив рукава - старательно
С пятого на десятое – бессвязно
Зарубить на носу– крепко
В мгновение ока – моментально
На глазок – приблизительно
За тридевять земель – далеко
4) Дифференцированная работа
– В знак дружбы мышата приготовили для вас шары с заданиями.
Задания для 1-й группы:
С.57 упр.2
Задания для 2-й группы:
– Спишите и разберите по членам предложения.
Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.
Задания для 3-й группы:
Подберите наречия – антонимы к словам:
быстро – медленно
ясно – пасмурно
робко – смело
спокойно – медленно
VII. Домашнее задание
С. 58-59 упр. 3, 4, выучить правила
VIII. Рефлексия
IX. Итог урока