Цели:
обобщить знания и умения учащихся по данной теме, закрепить навыки правописания слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
развивать орфографическую зоркость;
прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова;
активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, воспитывать умение взаимодействовать с партнерами по команде;
дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении знаний.
Оборудование: карточки, бумага, ручки, призы, экран, компьютерная поддержка.
Ход игры
1. Организационный момент.
Вступительное слово ведущего (учителя-логопеда). Деление группы учащихся на 2 команды, представление игроков, членов жюри. Инструктаж.
2. Назови команду.
Прочитайте зашифрованное название своей команды. Расставьте буквы в нужной последовательности так, чтобы получилось название команды.
Команда 1: ОТКИЗНА /ЗНАТОКИ/
Команда 2: ТЕГРАИМО /ГРАМОТЕИ/
3. Определение темы игры.
Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему игры.
Ш_рока стр_на м_я р_дная.
Послушайте стихотворение, вспомните правило проверки безударных гласных в корне слова.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г(о,а)ра, тр(о, а)ва
И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
4. Разминка.
Прочитайте группу слов, определите, какая буква пропущена. Найдите проверочные слова.
Команда 1: од_нокий, од_н, од_ночный, од_ночество, од_нешенький
Команда 2: з_мля, з_мляк, з_млянка, з_мли, з_мляной, з_мелька
5. Кто быстрее?
Каждому участнику игры выдается карточка для заполнения, включающая 4-5 слов. Задание индивидуализировано, слова подбираются с учетом возможностей каждого ребенка. Время для выполнения ограничено.
Вставьте безударную гласную в корне, подберите проверочное слово.
б-ец зм-я скр-пит р-гатый т-шина ч-совой
п-стух тр-ва сл-за ч-рнеть д-рить к-лоть
гр-бы кр-снеть б-евой зв-рёк скр-пучий пч-ла
зв-нить д-машний гл-за т-грята д-ревья г-лубка ...
6. Аукцион слов.
Подберите и запишите как можно больше проверяемых слов к проверочному.
Команда 1: снег - …, /снежок, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежинка,../
Команда 2: дождь - …, /дождинка, дожди, дождливый, дождевик, дождевая,../
7. Шифровальщики.
На доске записаны предложения. Каждой команде выдается карточка, на которую выписаны безударные гласные из корней слов двух предложений. Необходимо подобрать предложения, подходящие к карточке.
Козёл трясёт седой бородой.
Весна красна цветами, а осень – плодами.
Своя земля и в горсти мила.
Красив цветок, да остёр шипок.
Команда 1:
О Е _ _ О И (Своя земля и в горсти мила.)
Е А Е _ Е О
Команда 2:
А Е _ О И
О Я Е О О
8. Смотри в корень.
Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Команда 1.
сыро в л_су – увидел л_су
отв_рил дверь – отв_рил картофель
Команда 2.
зап_вает в хоре – зап_вает молоком
сл_зал с крыши – сл_зал сметану
9. Конкурс вопросов.
Каждая команда в течение 3-5 минут должна придумать 3 вопроса по теме "Проверяемые безударные гласные в корне слова” и задать их команде-сопернице.
10. Коллективная работа. Составление памятки "Почему важно помнить о безударной гласной в корне слова”.
Каждой команде предлагается на листе бумаги записать все знания, полученные по теме. Этими листами в дальнейшем могут воспользоваться ребята, которые будут изучать данную тему.
Свою памятку можно начать с обращения "Дорогие ребята!”. Затем следует записать правило проверки безударных гласных в корне слова (команда, которая сможет сделать запись правила в виде алгоритма, получит дополнительные очки), подобрать примеры. Необходимо указать, почему так важно помнить и применять это правило.
11. Итог занятия.
Подведение итогов игры: подсчет количества очков членами жюри, объявление команды-победительницы. Награждение победителей, утешительные призы для проигравшей команды.
Рефлексия.