Цели: учить правильно писать сочетания жи-ши, цы-ци; дать общее представление о написании мягкого знака в словах, обозначающих действие предмета и оканчивающихся на букву ш; работать над развитием орфографической зоркости.
Ход урока
I. Организационный момент
- Какую тему начали изучать на предыдущем урюке?
- Что нужно делать, чтобы не допускать ошибок при написании сочетаний жи - ши? (Больше тренироваться в их написании.)
II. Чистописание. Постановка темы урока.
Характеристика букв п, т, ш. Написание на свободной строчке:
шипишь, пилишь, смешишь
- Что общего у этих слов? (Оканчиваются на -шь.)
- Что обозначают эти слова? (Действие.)
- После какой буквы написан мягкий знак?
- Кто сделает вывод?
- На свободной строке напишем предложение.
У птицы появились птенцы.
- Почему после буквы ц написали ы?
- Подчеркните главные члены предложения.
III. Работа по теме урока
1. Словарная работа: лопата.
- Ребята, отгадайте загадку, запишите отгадку.
Я землю копала
-Ничуть не устала.
А кто мной копал.
Тот и устал.
(Лопата.)
Запись предложения:
Широкая лопата похожа на лист.
- Подчеркните главные члены предложения.
2. Определить, какие орфограммы спрятаны в словах:
а) Карандаш, машина, жираф, пассажир (словарные слова).
б) Вершина, держи, моржи, лежит, тишина, стрижи (слова с безударной гласной в корне).
Хоть я и безударный гласный,
С ошибками я не согласный.
Не смогу сдержать протеста,
Если ставят не на место.
в) Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уже приехали борцы.
г) Вставьте пропущенные буквы:
ц...нк, ц...иновка, птенц..., принц..., ц...корий, ц...фры, пальц..., пяльц....
3. Работа по учебнику на 122-124.
Упр. 159 - выписать все слова с сочетаниями жи - ши»
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы
1. Упр. 160 - повторить единственное и множественное число. Упр. 161 - самостоятельная работа.
- Придумайте еще слова, обозначающие действие предмета и оканчивающиеся на -шь. (Летишь, свистишь, шипишь, зашиваешь, обжигаешь.)
2. Упр. 78 на с. 55 в «Д. м.'» - комментированное письмо. Выделить главные члены предложения.
VI. Итоги урока
- Почему жи и ши пишем с буквой и'!
Домашнее задание: упр.