Цели:
Формирование умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова, обосновывать написание проверяемого слова, находить в тексте слова с парной согласной на конце слова.
Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к учебному труду, умение любоваться картинами природы.
Оборудование: Карточки-снежинки с парными согласными, карточки индивидуальные с безударными гласными, тест, словарь, сюжетная картина с зимним пейзажем.
Ход урока
1.Оргмомент.
• Разминка для пальцев:
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
• Настрой:
Учитель читает стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
З. Александрова.
О каком времени года это стихотворение?
2. Минутка чистописания.
На доске карточки-снежинки с парными согласными вразброс.
Учитель: Зима всегда приходит к нам с подарками: снегом, вьюгами, метелями.
И хотя по календарю осенний месяц, но зима нам уже подала свои первые весточки.
Кто, глядя на эти снежинки, скажет, по какой теме мы сегодня будем работать?
Что скажете об этих буквах? (обозначают звонкие согласные). Найдите пару каждой букве. Учащиеся выходят к доске и прикрепляют пару. Записывают в тетрадь.
3.Словарная работа.
Из словаря найдите слова с парной согласной на конце слова и запишите их в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
4. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны слова с пропущенными согласными на конце слова: лес, пруд, камыш, замёрз, прорубь, наряд, мост, снегопад, гололёд.
Учитель: Зима хороша своими снегопадами. Как приятно думать, когда за окном медленно кружатся снежинки. Сейчас мы с вами изобразим снегопад на доске. Для этого надо отыскать нужную снежинку и вставить в слово. Но прежде чем это сделать, надо вспомнить правило проверки парных согласных.
Работа с тестом. Выберите верное утверждение.
А теперь, пользуясь этим правилом, подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в слова. Что скажете обо всех этих словах? В какие две группы можно распределить эти слова? (написание не совпадает с произношением и написание совпадает с произношением). Запишите слова в два столбика.
5. Физминутка.
6. Упражнения в правописании парных согласных на конце слов.
Выборочный диктант.
Выписать слова с парной согласной на конце слова из текста, который читает учитель:
Вчера ударил сильный мороз. Пошёл густой снег. Наш сад стал белым. У крыльца большой сугроб. Ребятишки радостно бегут на пруд. Там уже толстым слоем лежит лёд.
Вставить пропущенное слово, подходящее по смыслу.
Сверху написать проверочное слово.
На доске: С утра в лесу шёл……….Хорошо виден лисий…….
Самостоятельная работа по учебнику с. 117 упр. 149.
7.Зрительный диктант.
На доске: Землю красит солнце, а человека – труд.
Как понимаете пословицу? Назовите «опасные» места в словах.
8. Домашнее задание.
С. 118 упр. 151.
9. Итог урока.
Какой темой были объединены все упражнения на уроке? (парные согласные, зима).