Целевая установка: дать представление о словообразующей роли ударения; наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения, развивать умение правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово,
учить различать части текста, составлять сказку по данному началу и концу, ввести в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием сорока, оценивать результаты выполненных заданий.
План урока
1.Проверка домашнего задания. Кто составил скороговорку из ударных слогов слов? (рабочая тетрадь, упр. 13, стр.22)
2. Воспроизведение знаний об ударении и способах его определения в словах. Ответ на вопрос: Что такое ударение? Как определить в слове товарищ ударение (слово написано на доске, но не произнесено вслух)? Обсуждение: В каком словаре можно узнать о правильном произношении слова? Почему надо правильно произносить слова?
3.Упражнение в правильном произнесении слов (упр. 9 ,учебник, стр.43), определение, по какому признаку распределены слова в три группы, составление предложений с любым из данных слов. Чтение рубрики Вспомни ( стр.43) и чтение подготовленным учеником стихотворения А.А. Шибаева «Буква Ё».
— Расскажи-ка,
Буква Ё.
Как твоЁ
ЖитьЁ-бытьЁ?
Буква Ё
ДаЁт
ОтчЁт:
— Ничего житьЁ
ТечЁт.
Я — ударная всегда!
— Ой-Ё-Ёй, Вот это — да!
4.Самостоятельное выполнение заданий упр. 12 ( рабочая тетрадь) и оценка правильности произношения слов по учебнику.
5.Наблюдение над словообразующей ролью ударения:
Выразительное чтение строк Я. Козловского (учебник, упр. 6, стр. 42). Выполнение заданий.
Сопоставление рисунков и слов (учебник, упр. 7) Обсуждение: что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
Выполнение письменного задания упр.7 или упр.10 ( рабочая тетрадь, стр. 21)
Нахождение в толковом словаре значений слов, различающихся ударением. Выполнение заданий упр.8 ( учебник) .
Работа со скороговоркой (учебник, упр. 10), выполнение заданий.
6.Работа со словом сорока. Выяснение значений слова сорока (1. Птица с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. 2. Так называют болтливого человека), а также слов сорочонок, сорочий, по-сорочьи. Объяснение написания -оро- в этих словах. Списывание скороговорки или запись под диктовку одной из пословиц. (Сорока на хвосте весть принесла. Сорока без причины не стрекочет.) Обозначение в словах ударения, подчеркивание буквы гласного звука в ударном слоге.
(Дополнительный материал по слогообразующей роли гласных дан в рабочей тетради в упр. 9 и 11)
7.. Составление (устно)части сказки (учебник, упр. 11): чтение начала и конца сказки, обдумывание, о чем может говориться в основной части сказки, составление содержания (индивидуально) этой части и его обсуждение, подбор заголовка к сказке, запись последнего предложения из заключительной части сказки.
8. Итог урока: какова роль ударения в нашей речи? В каком словаре можно узнать, как правильно произносить слово? Можете ли вы ответить на вопросы из заданий Проверь себя?
9.. Домашнее задание: упр.9 (учебник, письменное задание), подготовиться придумать сказку по её началу и концу (учебник, упр. 11).