Задачи:
Наблюдение за грамматическими признаками слов на основании смыслового вопроса.
Повторение изученного во 2-м классе.
Знакомство с понятием "Части речи”.
Знакомство учащихся с общими признаками выделения частей речи.
Учить выделять общие и различительные признаки между самостоятельными и служебными частями речи.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
Организационный момент |
|||
Ситуация успеха |
Задание: Никита выполнял в тетради задание учителя и сделал такую запись: |
|
|
Признак предмета |
Что делать? Что сделать? |
Имя существительное |
|
Название предмета |
Кто? Что? |
Глагол |
|
Действие предмета |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Имя прилагательное |
|
|
– Как вы думаете, какое задание выполнял Никита? |
– Никита должен был вспомнить и записать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. |
|
– Правильно ли он его выполнил? |
– Задание выполнено неверно, нужно исправить. |
||
Работа на доске |
Ученики восстанавливают правильное соотношение значения, вопросов и названия изученных частей речи. |
||
Ситуация сбоя |
Давайте выполним такое задание: даны группы слов, которые вы запишите в нужный столбик: настоящий, иметь, друг |
Три ученика работают на доске, остальные в тетрадях. |
|
– Какой вывод вы можете сделать? |
– Не все слова можно записать в таблицу. Есть слова, которые не подходят ни в один столбик, потому что они являются другими частями речи, которые здесь не указаны. Это слова: у, в, и, на. |
||
– Можно ли назвать словами то, что вы не выписали? Почему? |
– Это тоже слова, потому что без них нельзя составить предложения. |
||
– Зачем нам нужны такие слова? |
– Для связи слов в предложении. |
||
– Давайте из каждой группы слов составим предложения и запишем их в тетради. |
Дети пытаются составить предложения, работая в группах по 3 – 4 человека. |
||
– Давайте проверим, что у вас получилось. |
– Каждая группа выдвигает свои предположения. |
||
– Что не получилось? Почему? |
– Не хватает слов. |
||
– Давайте попробуем добавить по одному слову в каждое предложение. |
– Получились предложения: Хорошо иметь настоящего друга. |
||
– Можем ли мы при составлении предложений обойтись без этих слов, (например, в последнем предложении)? |
– И да, и нет. |
||
– Зачем нам нужны эти слова? |
– Чтобы сделать речь более выразительной. |
||
Введение понятия "Части речи” |
– Какие части речи вы знаете? Давайте прочитаем информацию в учебнике (стр. 145 внизу). |
– Дети перечисляют части речи, с которыми они уже знакомы. – Дети читают правило о том, какие бывают части речи. |
|
Работа с Дидактическим рисунком |
Знакомство с системой частей речи русского языка. |
||
– Рассмотрите рисунок торта. |
|
||
– Сколько всего частей речи в русском языке? – Сколько самостоятельных частей речи? |
– 10 |
||
– Сколько служебных частей речи? |
– 6 |
||
– Давайте рассмотрим слои нашего торта. |
– 4 |
||
– Догадайтесь, что "спрятано” в первом слое торта? |
– Общее значение слов, относящихся к данной части речи. |
||
– Что спрятано во "втором” слое торта? |
– Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи. |
||
– Что спрятано во "третьем” слое торта? |
– Грамматические признаки каждой части речи. |
||
– Что спрятано во "четвёртом” слое торта? |
– Какими членами предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи. |
||
Дидактическая игра |
– Глядя на рисунок, догадайтесь, какую часть речи я задумала: слова этой части речи обозначают количество или порядок при счёте, отвечают на вопросы – сколько? Какой? Какая?, можно определить, оно количественное или порядковое, а в предложении бывают подлежащим, дополнением или определением. – А теперь, давайте, кто-то из вас загадает часть речи всему классу |
– Это числительное. |
|
– Посмотрите на второй и четвёртый слой служебных частей речи. |
– Дети по очереди загадывают классу части речи, а все отгадывают. |
||
– Подумайте, чем различаются самостоятельные и служебные части речи? |
– Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. |
||
* Дополнительное задание (если останется время) |
Письменное выполнение упражнения 4 на стр. 148 самостоятельно (выписать из стихотворения любые 5 разные части речи). Пр.: Я (кто?) – местоимение |
||
Итог урока |
– Что такое части речи? |
||
Домашнее задание |
Пользуясь рисунком "Торт” придумать и записать 3 предложения, определить в них все части речи. |
||
Оценивание работы учащихся на уроке. |
|||