Цели.
познакомить детей с написанием письма; с понятиями "адресат”, "отправитель”, "индекс”;
развивать речь детей, орфографическую зоркость;
воспитывать культуру письма;
развивать мелкую моторику, концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление.
Оборудование: конверты, макет почтового ящика, цветные карандаши, образец почтовой марки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня урок развития речи мы проведем в необычной форме.
И хочу его начать с загадки.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Пшеница золотится.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
II. Подготовительная работа.
1. - Скажите, а как вы отдыхаете в это время года? (Купаемся, загораем, играем)
- А где можно отдыхать летом? (Дома, в деревне, на море, в лагере)
- Вот и мы сейчас отправимся в загородный лагерь. Представьте, вы садитесь в автобус, ваши родители провожают вас, они машут вам рукой, автобус отправляется. Вы поете песни, знакомитесь с ребятами. А в лагере вас ждут интересные дела.
- Кто был в загородном лагере?
- Какие мероприятия там проходили?
- Интересно вам было?
- Давайте и мы с вами сейчас поиграем, вспомним лето!
2. Игра: "Займи место”.
Выбирается водящий с помощью считалки. Дети становятся в круг лицом друг к другу. Водящий ходит за спинами ребят и одному из них кладет на плечо платочек. Этот ребенок бежит в обратную сторону от водящего и старается занять свое место, если водящий его опередил, ребенок с платочком становится водящим.
- Вы весело провели время? (Да)
- А бывают ли моменты, когда вам становится немного грустно? Когда это бывает? (Когда идет дождь, вспоминаем родителей…)
- А как можно пообщаться с родителями, находясь в лагере? (Написать письмо)
- Что надо знать и иметь, чтобы написать письмо? (Конверт, адрес…)
3. Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы будем учить писать письмо своим родителям.
4. Возьмите конверт, рассмотрите его.
- Что вы видите на нем?
- Объясните смысл слов:
адресат – тот, кому адресовано письмо;
отправитель – тот, кто отправляет письмо;
индекс – цифровой показатель района, города.
- Обратите внимание, как пишется индекс? Возьмите листок в клетку, давайте попробуем написать цифры.
- Сколько клеток они занимают?
Работа проводится на два уровня на карточках в клетку.
1 уровень – пишут по данному образцу;
2 уровень - работают самостоятельно.
- Кто знает индекс нашего района? (602205)
- Давайте запишем индекс, адрес родителей и обратный адрес (заполнение конверта совместно с учителем).
III. Работа над текстом.
1. Знакомство с планом (записан на доске).
- Подумайте, как строится письмо?
- Из каких частей оно будет состоять?
1) Вступление (приветствие).
2) Основная часть (мой отдых).
3) Заключение (прощание).
- Что можно написать в первой части?
- Какое это предложение будет по интонации? (Восклицательное)
- Попробуйте рассказать (2-3 человека).
- Что вы напишете в основной части?
- Как вам отдыхается?
- Какие мероприятия у вас проходят?
- Появились ли у вас новые друзья?
- Скучаете ли вы в лагере или нет? Почему?
- Любите ли вы своих родителей? Как вы это напишите им?
Рассказывают 2-3 человека.
- Что вы напишите в заключительной части? (Попрощаемся)
IV. Орфографическая подготовка.
Объясните орфограммы в словах (слова записаны на доске рядом с планом):
здравствуйте, поделиться впечатлениями, отдых, лагерь;
весело, здесь, загораем, участвую, вспоминаю, вместе, немного, грустно;
до свидания, любящий, подробнее, увидеться, рассказать.
Когда будете писать письмо, обратите внимание на слова, в которых буквы подчеркнуты красным цветом. Не ошибитесь при их написании.
V. Физкультминутка для глаз.
Сегодня отличная погода. Светит яркое солнце. Вода переливается всеми цветами радуги. Сочная зеленая трава радует глаз. У нас прекрасное настроение.
VI. Самостоятельная работа.
1. Прежде чем вы начнете писать, я хочу зачитать вам письмо, которое писал мальчик своей маме из загородного лагеря.
Здравствуй моя дорогая, милая, любимая мамочка!
Шлет тебе весточку из лагеря твой сын Никита. Хочу поделиться с тобой своими впечатлениями об отдыхе.
Мне здесь очень нравится. Дни летят очень быстро. У меня появились новые друзья. Мы все вместе играем, участвуем в играх, викторинах. Еще мы каждый день ходим на реку, купаемся и загораем. Но иногда мне становится немного грустно. Я вспоминаю о тебе, твои добрые глаза, нежную улыбку и ласковые руки. Ведь я тебя очень люблю.
Хочу с тобой увидеться и подробнее рассказать обо всем. На этом заканчиваю писать. Жду ответа. До свидания! Твой сын Никита.
Дети пишут сочинение по двум уровням.
1 уровень – по плану, опорным словам и вопросам.
- Нравится ли тебе в лагере?
- Появились ли у тебя новые друзья?
- Как вы отдыхаете?
- Какие мероприятия проходят у вас?
- Скучаете ли вы по родителям или нет? Почему?
2 уровень – по плану и опорным словам.
VII. Проверка.
VIII. Итог урока.
- Чему учились на уроке? Что нового узнали?
- Запечатайте письмо в конверт. Но знаете, ребята, наше письмо не уйдет, если на конверте не будет почтовой марки. Давайте ее вклеим (рисуют по образцу). Опустите письмо в почтовый ящик.
А наша лагерная смена подошла к концу. И теперь вы сможете поделиться своими впечатлениями со всеми знакомыми.