Цели:
усвоение алгоритма рассуждения при написании сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу;
развитие умения распознавать в словах шипящие звуки;
развитие внимания, памяти, мышления; воспитание бережного отношения к слову.
Ход урока
1. Настрой на урок, обучение самовнушению
- Ребята, представьте все стороны вокруг вас. И в каждую сторону мысленно пошлите пожелания:
«Мир, любовь, добро всем, кто справа от меня; мир, любовь, добро всем, кто слева от меня; мир, любовь, добро, всем, кто впереди меня; мир, любовь, добро всем, кто, сзади от меня».
Повернитесь лицом друг к другу произнесите вслух: «Я желаю тебе всего самого доброго!»
2. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.
Ж Ш
Ч Щ
жизнь тишина чаща щука час
- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? (жизнь)
- Какие слова нельзя перенести с одной строки на другую? (жизнь, час)
3. Постановка темы и целей урока
- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на строчки чистописания. Они сообщают тему урока. Сформулируйте ее. (Написание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу)
- Задайте вопросы по теме, на которые вы знаете ответ.
(-Какие звуки называются шипящими?
- Почему они так называются?
- Сколько шипящих звуков в русской речи?
- Какие из этих звуков твердые, какие мягкие?
- Какие буквы служат для обозначения этих звуков?
- Какие правила русского языка связаны с шипящими?)
4. Повторение пройденного материала.
а) Письмо по памяти.
Запомните стихи. Выпишите слова с сочетаниями:
1 вариант - жи - ши;
2 вариант -ча- ща;
3 вариант - чу - щу.
1 вариант: |
Жи да ши, жи да ши |
2 вариант: |
Ча и ща, ча и ща, |
3 вариант: |
Сочетания чу и щу |
(Проверка выполнения задания)
Физминутка «Падают снежинки».
«Снежинка» покачивается в воздухе вправо - влево - вправо. Подул ветерок, «снежинка» полетела вниз и застыла на мгновение, «Снежинка» описывает круговые движения, опускаясь по спирали. «Снежинка» приземляется на парте.
- Какие ассоциации возникли во время физминутки? Составьте об этом предложения.
б) Самостоятельная работа.
Откройте учебник на стр. 34, упр.74.
Прочитайте самостоятельно задание и скажите своими словами, какую работу будете выполнять.
( Выполнение работы учащимися.
Проверка работы в парах друг у друга).
- Запишите третье слово так, чтобы оно соответствовало теме урока: лес - бор - ... (чаща, роща)
окунь - карась -... (щука)
вилки - ложки - ... (ножи)
Обсуждение выбора слов.( Учитель закрывает запись на доске).
- Воспроизведите пары слов и придуманное слово.
в) Корректура текста
- Ребята, сейчас каждый из вас может побыть в роли «маленького учителя». Я выдаю вам диктант, который написал Незнайка. Вам необходимо исправить допущенные им ошибки.
Хорошы нашы рощи. Красивы там бирезы. Сколко в рощях птиц! Стучят пестрые дятлы. Кричят грачи. А как свищют синицы! Мы чясто ходим в рощю слушать пение птиц.
Упражнение для глаз
Потрите ладони друг о друга до разлития приятной теплоты. Легко, без усилий прикройте закрытые глаза. Представьте погружение в полную темноту на одну минуту.
г) Игра «Корреспонденты»
- А сейчас, ребята, вам предстоит очень ответственная работа
«корреспондентов». Подчеркните все сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу ,
которые встретятся в тексте.
(Учитель выдает ксерокопии грамматической сказки «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами» из книги автора В. Волиной «Учимся играя»)
д) Графический диктант
(Учитель диктует слова, а учащиеся записывают только изученную орфограмму)
Вершина, жилет, кузнечик, часы, обещаю, журавль, вытащу, кручу, число, щипать.
(и, и, -, а, а, -, у, у, -, -.)
5. Домашнее задание: упражнение 77.
Прочитайте задание к упражнению. Расскажите в парах друг другу, какую работу будете выполнять.
6. Итог урока. Рефлексия