Цели:
- выяснить особенности склонения имен прилагательных мужского и среднего рода;
- развитие умения определять род, число, падеж имени прилагательного;
- воспитание справедливости.
Ход урока
Орг. момент |
Проверь, дружок, |
||||||
Чистописание |
Сс Сс су спр Суд вершить - справедливость творить. - Как понимаете это предложение? - Какие задания можно выполнить? (Орфограммы отметить, определить части речи) - Какая часть речи, которая часто встречается в предложениях, здесь отсутствует? (Прилагательное) - Что вы можете рассказать об имени прилагательном? |
||||||
Сообщение темы |
- Прочитайте и скажите, по-вашему мнению, над какой из этих тем мы будем сегодня работать? Карточка для групповой работы: 1. Склонение имен существительных. 2. Второе спряжение глаголов. 3. Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде. (Обсуждение: что знают, что новое) (Тема урока: склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде.) На доске: |
||||||
Работа по теме
Исследовательская работа
Вывод |
- Жили-были братья имена прилагательные: мужской род и средний род. Жили дружно, другим частям речи помогали. Чем? (Ответы детей). У каждого брата был свой характер, отличающий их друг от друга. - Как вы думаете, что это? (Ответы детей) На доске: - И вдруг происходит между братьями ссора. Средний род подаёт в суд на мужской род. Мужской род берут под стражу. (Прикрепить импровизированную цепочку) Как? За что? Почему? - И вот прокурор предъявляет обвинение: (обвинительный лист в группы).
- В зал суда приглашаются свидетели: Волк, дом, небо. (На доске) - Вам предстоит их допросить и выяснить в чем же обвиняется м.р. имен прилагательных. (Самостоятельная работа) - И так, из-за чего произошла ссора? В чем обвиняется мужской род имен прилагательных? (В.п. – разные вопросы, у м.р. их два) |
||||||
Физминутка |
- В зале суда объявляется перерыв. |
||||||
Продолжение работы по теме
Выводы |
- Посадят м.р. имен прилагательных в тюрьму, обойдемся мы без этих прилагательных? - Создаем группу адвокатов. Кто это? - Нам нужно выяснить: справедливо ли м.р. обвиняют, виновен он или кто-то другой. Выяснить это и предъявить в суд свои доказательства. - Начинаем выяснение. (Работа в группах по карточкам: 1. Как определить падеж прилагательного? 2. Вставить окончания, определить падеж прилагательных. При хорош… уходе кукуруза вырастает выше человеческ… роста.) (Взаимопроверка групп) - Как определяем падеж прилагательного? - Судебный процесс продолжается. (Работа по карточкам: Спишите, вставляя пропущенные окончания. Найдите словосочетания с прилагательными в винительном падеже, определите род, подпишите вопросы. Подумайте, почему они разные? От чего это зависит? Вижу залитый лучами солнца зелен… луг. На лугу я заметил прекрасн… мотылька.) - Зачитайте с/с винительного падежа с вопросами. Почему они разные? - Какие вопросы вы задали бы к существительным и почему? (Сущ. одушевленные и неодушевленные) - Что вы выяснили? Виновен ли м.р. имен прилагательных или ему это кто-то другой подстроил? Вынесите свой вердикт. |
||||||
Закрепление |
- Мужской род имен прилагательных и не хотел ссориться со средним родом. Братья подружились. Посмотрите в таблицу на винительный падеж, как разрешился спор в сравнении с другими падежами? (Сравнение) - За то, что вы помогли братьям помириться, они вам предлагают свои задания (по выбору) 1. К записанным предложениям добавить свои, чтобы получился рассказ. 2. Подобрать подходящее по смыслу прилагательное. Определить падеж. К …..ему брату, из …его молока, в …ом доме, …ым цветом, до …ого берега, над …ым зайцем, по …ому платью, от …ого дождя, при …ом морозе, к …ому флажку. (Взаимопроверка) |
||||||
Итог |
- К каким выводам пришли на уроке? - Что вам понравилось? - Какие виды работ хотели бы выполнять на следующем уроке? - Поставьте себе оценку на полях за весь урок. |
||||||
Д/p. |
Стр. 126, упр. 284 или сочинить сказку о винительном падеже имен прилагательных мужского и среднего рода. |