На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним - леса. Большие-пребольшие, непроходимые, дремучие. Когда-то в Городце строили корабли. В те времена корабли ходили на вёслах и под парусами. Корабелы из Городца строили деревянные корабли для всей Волги-матушки. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурами и узорами. На носу корабля помещали деревянных русалок, их называли Берегинями. На корму львов укладывали. Но эти львы не грозные хищники, а добрые и улыбчивые создания с человеческими глазами и загадочными улыбками, как сфинксы.
И дома в Городце украшали такой же богатой резьбой. Эти дома и в наши дни похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали позолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь. Домашняя мебель и утварь тоже из дерева сделана и росписью дивной покрыта. Сплошь в затейливых узорах там и посудники, и сундуки, и прялки, и другие домашние вещи.
Делают в Городце и необыкновенные детские игрушки - из дерева, из глины. Но глиняные игрушки не расписные, как в других местах, а политые блестящей цветной глазурью. Самое же примечательное в Городце - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт». Коня рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких- то сказочных, весёлых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы. Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. И делают это с древних-древних времён, потому что конь всегда был главным и лучшим помощником человека. Конями очень дорожили, их очень любили, иногда последний кусок хлеба отдавали ко- ню-работнику. Фигурки коней помещали на прялках, крышах домов (отсюда и название «коньки»), детских люльках. Иногда их изготавливали даже из золота, серебра, драгоценных камней и носили как любимые украшения... Но только в Городце конь превратился в сказочную птицу.
Рисование по мотивам Городецкой росписи "Кони-птицы"
Задачи.
Создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа.
Рассматривание предметов быта, созданные мастерами Городца (например, разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку, детский стульчик, коня-качалку). Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо-кони», «Чудо-птицы».
Материалы, инструменты, оборудование.
Для рисования - листы бумаги разного размера и формата желательно жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, кисти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания - Городецкие игрушки и предметы быта (или их изображение). Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.
Плакаты «Чудо-птицы», «Чудо-кони» (Городецкая роспись»).
Альбомы для детского художественного творчества «Чудо-птицы», «Чудо-кони».
Технологическая карта по декоративному рисованию «Конь-птицы» (по мотивам городецкой росписи).
Содержание занятия
Воспитатель показывает детям Городецкие игрушки (коня-качалку) и предметы быта (разделочную лоску, короб, декоративную тарелку, прялку) и рассказывает детям о Городецком промысле (см. предисловие):
Но коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая своё мастерство из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке... А может, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочно красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.
- Давайте и мы с вами нарисуем сказочных коней-птиц. Возьмём листы бумаги жёлтого цвета, будто это крышки деревянных шкатулок или дверцы шкафчиков, а мы украшаем разные изделия из дерева красочной росписью, как это делают настоящие мастера из Городца.
Воспитатель показывает детям последовательность изображения Городецкого коня (выставляет технологическую карту) и комментирует этапы: сначала рисуем туловище как у птицы, потом хвост и гриву из удлинённых завитков, после того, как краска подсохнет, украшаем туловище и рисуем мелкие детали - глаза, рот, удила. Напоминает, что туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а хвост, гриву и узор - кончиком кисти.
Педагог напоминает, что кони-птицы мчатся над сказочными цветущими садами и волшебными замками, поэтому внизу и по уголкам можно нарисовать городецкие цветы дивной красоты (показывает их изображения). А вверху ярко светит солнце-цветок. Вот какие красивые сказочные картины получатся у нас с вами.
Дети выбирают по своему желанию размер и формат бумаги жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), ещё раз внимательно рассматривают изображение городецкого коня и начинают рисовать коней-птиц, летящих над сказочными цветущими садами.
В конце занятия проводится экспресс-выставка «Кони-птицы».
После занятия.
Составление описательных рассказов «Кони-птицы» (по своим рисункам). Игра в «музей» - посещение тематической выставки «Кони-птицы», на которой дети по желанию выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о картине - своей или той, которая понравилась больше всего.