В основе ФГОС НОО лежит системно- деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП, они носят личностный, предметный и метапредметный характер, их достижение предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной форм речи.
Личностные результаты должны отражать формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты освоения ООП в области филологии (Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке) должны отражать формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Стандартом так же прописана необходимость формирования у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
УУД ложатся в основу умения учиться. Овладение же УУД предполагает проведение всё той же серьёзной работы по развитию всех видов, форм и сторон речи обучающихся.
В итоге выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересный методический и дидактический материал для уроков развития речи в начальной школе.