Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.
План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.
Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам занятий:
1. Проверка домашнего задания.
2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.
3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором — сами дети.
4. Эмоционально-оценочная беседа.
5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).
6. Анализ произведения.
7. Обобщающая беседа.
8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению.
9. Творческая интерпретация художественного текста.
10. Заключительное итоговое чтение.
Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:
1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;
2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках.
В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.
Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:
а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;
б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;
в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации
работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала.
В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете рабочие материалы к урокам литературного чтения для разных классов.