Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний».
Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад.
Проведение олимпиады позволяет определить, на сколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.
Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.
Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
Повышение интереса учащихся начальных классов общеобразовательных школ города к изучению школьных предметов;
Повышение общего уровня и интеллекта младших школьников.
Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися начальной школы.
Выявление наиболее одаренных детей для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их способностей.
Организация обмена опытом между преподавателями,
Содействие повышению их квалификации.
Требования к составлению заданий.
Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.
При составлении заданий должен выполняться ряд требований:
- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;
- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;
- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);
- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;
- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.
Организация и проведение олимпиад.
Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.
За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».
Задания предметных олимпиад для учеников начальных классов ищите в высыпающемся меню.