Темы уроков: Чтение: Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение (с.4-5).
Письмо: Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8). Обводка рисунков по контуру.
Целевые установки уроков:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится с правилами проведения дискуссии, будет различать устную и письменную речь, познакомится с предложением, со схемами предложений, рабочей строкой в прописях; научится соблюдать правила дискуссии, моделировать предложения по данным схемам, обводить и штриховать рисунки, проводить прямые линии по образцу в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии и рассказов по рисункам в «Азбуке».
Метапредметные результаты: учащийся научится принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока, сформулированную учителем, начнет осваивать базовые предметные понятия (устная и письменная речь, предложение), совершенствовать УУД классификации предметов по их назначению (игрушки дошкольника и школьные принадлежности) и использовать знаково-символические средства представления информации (схемы предложений), активно использовать речевые средства (в ходе дискуссии по теме урока), будет овладевать способностью начальными формами познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы и оценивать личные достижения на уроке с помощью помет в прописях.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения при знакомстве с процессом учения.
Оборудование: запись песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского).
Ход урока
Актуализация полученных знаний и умений.
Вступительная беседа: «С чем мы познакомились на прошлых уроках? Почему азбука так называется? Для чего предназначена азбука? А прописи? Как надо правильно сидеть? Как правильно держать ручку?»
Целеполагание.
Звучит первый куплет и припев песни «Школьный вальс».
Откроем азбуку (с.4-5 – дети вряд ли знают цифры, поэтому учитель показывает тот разворот страниц, которые нужны). Прочитаем темы, выделенные справа и слева красным цветом (читает хорошо умеющий читать ученик). Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке? Какова будет наша учебная задача?» «Как же может звучать тема урока?
Сегодня мы будем обсуждать…».
Далее учитель системой наводящих вопросов подводит детей к формулировке: «Обсуждать тему школы и о том, что такое устная и письменная речь». Затем рассматриваются с.7-8 «Пропись» №1, и учитель сам формулирует вторую часть учебной задачи: «Обводить рисунки и писать элементы (части) букв для того, чтобы выработать точность руки».
Чтение: Изучение материала урока.
Дискуссия по сюжетному рисунку «Азбуки» и пословице на с.4. Вначале учитель сообщает общие правила дискуссии: вести себя спокойно, не кричать, не перебивать говорящего, если хочешь выступить – подними руку, выступать только по разрешению учителя, стоя.
После дискуссии по сюжетному рисунку проводится дискуссия по пословице, которую зачитывает хорошо читающий ученик. Обобщая ответы детей, учитель говорит, что пословица – это народная мудрость, откованная веками, и все, говорящие на русском языке, обычно знают эти яркие выражения. Это означает, что русский человек издревле считал, что знания всегда пригодятся. Далее, развивая эту тему и подготавливая к обсуждению темы последующих уроков, учитель может задать следующие вопросы: «А какие профессии требуют хороших знаний? А требуют ли учебы такие профессии, как слесарь, электрик или можно этим профессиям не учиться?» В результате нужно подвести детей к выводу, что учеба нужна для каждой профессии.
Учитывая то, что данная дискуссия является первой в формировании коммуникативных УУД, очень важно сохранить позитивный настрой детей, атмосферу доброжелательности, доверия, не прерывать их, уважительно относиться к их мнению.
Работа над предметными картинками на с.4 «Азбуки».
Это, казалось бы, простое задание является весьма важным, так как с него начинается формирование познавательных логических УУД классификации предметов по их назначению и подведение под общее понятие. Дети должны не только назвать предметы справа и слева, но и обобщить, назвав одним словом предметы на левом рисунке – «игрушки», а на правом – «школьные (учебные) принадлежности», и привести дополнительные примеры игрушек и школьных принадлежностей. По завершении обсуждения темы «Здравствуй, школа» учитель вместе с детьми вспоминает учебную задачу урока и задает вопрос, выполнена ли эта часть учебной задачи, какой вывод подсказала пословица.
Письмо: Работа в «Прописях» №1 на с.7: обводка контуров рисунков карандашом и штриховка в том же направлении, что и палочки. Учитель поправляет на партах положение тетрадей, позу детей, корректирует положение пальцев на карандаше, хвалит тех, у кого обводка и штриховка получается точной, ободряет тех, у кого она еще не совсем точная.
Чтение: Обсуждение темы «Устная и письменная речь. Предложение» лучше всего начать с создания проблемной ситуации: «Вы сейчас обводили рисунки. Зачем, с какой целью вы это делали? Готовились к письму. Значит, есть письменная речь. А если мы не пишем, а говорим, то это какая речь? А почему она называется не говорильной, языковой или ротовой?» После того, как дети не смогут ответить на этот вопрос, учитель сообщает, что раньше рот, губы назывались уста, поэтому то, что произносят губы и называется устной речью. Любой рассказ, пересказ, беседа, ответ на вопрос – это устная речь.
На уроках чтения мы будем учиться правильной устной речи. Затем по рисункам на с.5 дети вспоминают сказку «Гуси-лебеди». Учитель показывает, как звучит предложение (фраза) в устной речи: «Девочка попросила речку спрятать её. Речка расступилась и девочку спрятала», и знакомит детей со схемами предложений: прямоугольничек (полоска) с выступом слева и точкой справа. Дети составляют предложения по сказкам «Гуси-лебеди» и «По щучьему велению» в соответствии с заданием «Азбуки» на с.5. При этом надо добиться правильной интонации конца предложения. В заключение этой части урока хорошо читающий ученик зачитывает правило на с.5, вспоминается учебная задача урока и делается вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Обводка по контуру мелких узоров и наклонных линий, продолжение узоров и линий до конца строки, соблюдая чередование линий и движений пишущей руки (на с.7-8 прописи). Учитель в начале работы объясняет, что именно эта работа наиболее важна, так как из этих элементов состоят буквы. Перед началом работы и после неё необходимо провести пальчиковую гимнастику.
Итоги урока.
Беседа:
1. Что нового мы узнали на уроке? Что называется устной речью? Почему произносимая и слышимая речь называется устной? Что такое письменная речь?
2. Из чего состоит устная и письменная речь? Какова схема предложения?
3. Какую тему мы обсуждали? Что нам говорит народная мудрость (пословица) об учебе?
4. Как надо вести себя во время обсуждения темы?
Этап рефлексии.
Под руководством учителя дети вспоминают, какова была учебная задача урока, выполнена ли она, правильно ли они вели себя во время дискуссии, хорошо ли работали на уроке. Учащиеся в верхней части с.8 ставят себе оценку за урок.
Физкультминутки выполняются после каждого из заданий урока и носят релаксирующий характер: потягивания, медленные движения рук, разгибания туловища. Лучше ее выполнять под музыку «визитной карточки» урока.
Рекомендации для работы в семье: хотя домашние задания в 1 классе не задаются, но родителям можно рекомендовать потренировать детей в обводке рисунков на с.8 «Прописи» №1 простым карандашом, стирая ластиком неудачную обводку и добиваясь точности движений руки ребенка. Если обучение происходит в иноязычной среде или в классе есть дети, носители другой культуры, попросить родителей подобрать национальные афоризмы об учебе и перевести их на русский язык.