урок

Темы уроков: Чтение: Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение (с.10-11). 

Письмо: Письмо наклонных линий с закруглением внизу (с.15).

Целевые установки уроков:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с ударением, его ролью в слове; научится членить в устной речи слова на слоги и выделять голосом ударный слог; писать наклонные линии с закруглением внизу по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, рассказов, ответов на вопросы на лингвистическую тему.

Метапредметные результаты: учащийся совместно с учителем формулирует учебную задачу урока, принимает её, сохраняет и стремится выполнить, продолжает овладевать базовыми предметными понятиями (слог и ударение), учится осознанно строить речевое высказывание в соответствии с планом; продолжает работу над логическими УУД сопоставления, установления аналогий, обобщения, подведения под понятие при работе с омографами и картинками с изображением посуды; учится работать со знаково-символическими средствами представления информации (слого-ударными схемами), осваивать начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: осмысление и принятие семьи как ценности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности (на примере семьи).

Оборудование:  карточки с изображением животных,  аудиоаппаратура и запись куплета песни И.Николаева «Прости, поверь»:

«Если спросит меня голос с небес:

«Что на свете всех дороже тебе?»,

Я отвечу, ничего не тая:

«Дочка, мама, ты и я»,

интерактивная доска с разлиновкой прописей.  

 

Ход урока

 

Целеполагание: учащиеся рассматривают материалы на с.10-11 «Азбуки», хорошо читающий ученик зачитывает заголовки тем, затем коллективно вырабатывается учебная задача: «Обсудить тему взаимоотношений в семье», изучить тему «Слог и ударение», вспомнить сказку А.С.Пушкина».

Изучение материала уроков.

Чтение: Обсуждение темы «Не нужен клад, когда в семье лад».

Звучит куплет песни И.Николаева «Прости, поверь». 

Учитель спрашивает, что такое семья, из кого она состоит, почему называется семьей, как должны относиться друг к другу члены семьи. По результатам обсуждения надо сделать вывод: Семья - это родители, дети, дедушки и бабушки, которые живут в одном месте (квартире или доме), вместе питаются, заботятся друг о друге. Если дедушка и бабушка живут в другом месте, их обязательно надо навещать. В доме должен быть порядок, а в семье – лад.

Затем проводится работа по сюжетному рисунку на с.10 «Азбуки». Эта работа может строиться по-разному в зависимости от подготовленности детей к школе. Если класс не очень сильный, то вначале проводится беседа по вопросам учебника, которые зачитывает учитель, а затем дети обдумывают рассказ  по картинке, и один-два человека рассказывают, остальные оценивают. Если в классе много читающих детей, задание можно сделать самостоятельным: дети сами читают план, обдумывают рассказ и один-два ученика рассказывают, а остальные дети рассказы оценивают (можно это задание выполнять по группам).

Если в классе есть дети - носители иной культуры или обучение проходит в национальных автономиях, то следует попросить детей рассказать о национальных обычаях в их семьях (а дома вместе с родителями подобрать пословицы о семье). Но даже если таких детей в классе нет, нужно обратить внимание детей на то, что Россия – это тоже большая семья разных народов, и в этой семье тоже должен быть лад. Материал этот изучается и в курсе окружающего мира, поэтому для иллюстрации можно воспользоваться иллюстрациями учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова на с.12 ч.I. В конце обсуждения учитель делает заключение о том, что во всем должен быть лад: и в семье, и между народами. Такой подход поможет формированию гражданской идентичности детей, осознанию ими необходимости уважения к другим народам страны. В конце данного этапа урока нужно оценить, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Тренировка мелкой моторики руки: обводка овалов и окружностей и прямых линий с закруглением внизу выполняется на с.15 «Прописей» №1. Перед и после работы необходимо сделать пальчиковую гимнастику. Переходом от темы урока к письму может быть такое задание: «Давайте и мы с вами так же дружно и слаженно примемся за тренировку рук, будем обводить окружности и овалы. (Учитель на интерактивной доске показывает, как выполняются овалы и полуовалы). Где на рисунке окружности, а где овалы?» В ходе работы учитель корректирует осанку, положение тетрадей и пальцев руки. Перед написанием линий с закруглением следует найти в алфавите на с.3 «Прописей» эти элементы в буквах. Этот прием придаст работе детей целеустремленность.

Чтение: Изучение темы «Слог. Ударение».

Актуализация имеющихся знаний и навыков.

Вначале повторяется правило о том, что слова состоят из слогов, затем выполняется упражнение: Учитель произносит в обычном темпе слова (или показывает карточки с изображением животных), дети по очереди произносят слова по слогам и определяют, сколько слогов в слове:  утка, сокол, кукушка, бабочка, гусеница.

Письмо: Разделить слова на слоги в «Прописях» №1 на с.11-12 (работа в парах, затем кто-то один из пары произносит по слогам и называет количество слогов).

Чтение: Соотнесение предметных рисунков на с.10 «Азбуки» со слоговыми схемами (тренировка логических УУ).

Чтение: Изучение материала об ударении можно начать с проблемной ситуации. Учитель задает вопросы: «Что вы представляете, когда слышите слово «зáмок»? А что означает «замóк»? А почему такая разница в значениях, если эти слова состоят из одних и тех же звуков? (Произносится по слогам без акцентирования ударения «за – мок»). А как вы думаете, что такое ударение?»  После ответов учащихся учитель обобщает: «Ударение – это выделение голосом одного из слогов». В сильном классе эту формулировку можно выработать вместе с детьми. Затем можно сообщить, что выделять голосом один из слогов человек учится с раннего детства, слушая речь взрослых, и обычно ошибок не делает, говоря на родном языке. Но для нерусского человека, изучающего русский язык, это представляет трудность.

Закрепляется материал вначале устно на материале предметных картинок на с.11 «Азбуки». Вначале дети называют предметы и подбирают обобщающее слово «посуда» (тренировка УУД обобщения и подведения под понятие), затем, глядя на слоговые схемы, произносят названия предметов, акцентируя ударный слог, и говорят, на какой из слогов падает ударение, и в заключение подбирают пример названия предмета посуды для схемы в центре рисунка (лóжка, вúлка, нóжик, поднóс). Затем нужно показать, как обозначается ударение на письме (знак «акцент») рядом с рисунками на с.13-14 «Прописей» №1, и сообщить, что в словах, состоящих из одного слога, ударение ставить не принято. Завершается закрепление делением слова на слоги в прямоугольнике на с.15 и постановкой ударения, если схема обозначает «ворота», рисованием рядом слого-ударных схем слов репа, забор, помидор, лук. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.

Письмо: Завершается урок обводкой рисунков и написанием прямых наклонных линий с закруглением внизу на нижней строке «Прописей» на с.16. Учитель показывает выполнение на интерактивной доске. На слого-звуковых схемах не следует акцентировать внимание, т.к. они пригодятся потом.

Если останется время, то надо обратить внимание детей на то, что нужно прочитать с родителями «Сказку о мертвой царевне» и выучить наизусть ответы на вопросы «Азбуки».

Итоги урока.

Беседа:

Какую тему мы сегодня обсуждали? Какие вопросы сделали?

Какую тему по русскому языку изучали?

 

Этап рефлексии: дети вспоминают, какова была учебная задача урока, и делают вывод, выполнена ли она, и оценивают свои достижения (ставят себе оценку на верхней части с.16 «Прописей»).

Рекомендации для работы в семье. Прочитать вместе с детьми «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», выучить с ними с голоса наизусть отрывок, соответствующий рисунку на с.11 «Азбуки». В иноязычных семьях или семьях коренных жителей автономий подобрать и перевести на русский язык о ладе в семье.  Потренировать детей в «Прописях» №1 на с.17.

© 2023

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru