Темы уроков:
Чтение: Век живи, век учись. Как образуется слог? (с.16-17).
Письмо: Письмо коротких и длинных линий, их чередование (с.24-26).
Целевые установки уроков:
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты: учащийся познакомится с ролью гласных звуков в слоге, звуками вне слияний; научиться слышать звуки вне слияний, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам, писать короткие и длинные прямые линии в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, ответов на вопросы, при составлении вопросов и рассказов по картинкам в «Азбуке».
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает овладевать базовыми предметными понятиями (согласные вне слияния), совершенствует умение оперировать знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, схемами предложений), оперирует логическими УУД подведения под понятие «мебель» при работе с сюжетными картинками, моделирует предложения по схемам в «Прописи», осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, личностный смысл учения в ходе обсуждения темы урока.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), толковый словарь, интерактивная доска со слайдом разлиновки прописей.
Ход уроков
Целеполагание: учащиеся вместе с учителем рассматривают материал на с.16-17 «Азбуки» и на с.23-25 «Прописей» №1 и вырабатывают формулировку учебной задачи: «Обсудить тему «Век живи, век учись», вспомнить сказку «Волк и семеро козлят», составить по ней предложения, работать со схемами слов, писать элементы букв».
Изучение материала урока.
Чтение: Обсуждение темы «Век живи, век учись».
Актуализация имеющихся сведений.
Звучит первый куплет и припев песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского).
Беседа: Мы уже не в первый раз обсуждаем тему учебы. К каким выводам мы уже пришли? Что нам говорила народная мудрость? (Если дети подзабыли, надо вернуться к с.4). Дети вспоминают пословицу «Учиться всегда пригодится» и свой вывод о том, что для того, чтобы быть успешным в жизни и профессии, надо сначала много учиться.
Обсуждение новой темы.
Беседа: Отличается ли смысл этой пословицы от предыдущей? Что означает слово «век»? Посмотрим, как разъясняется это слово в словаре. (Если в классе есть комплект словарей, то толкование слова читает кто-либо из читающих детей, если комплекта нет, то читает сам учитель). Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Обобщая предположения детей, учитель говорит, что в настоящее время стремительно меняется наука и техника, появляются новые приборы и инструменты, и чтобы не отстать в своем развитии, надо постоянно учиться, пополнять свои знания. Школа – это только начало учебы. И взрослые люди тоже учатся, повышают свой уровень на специальных курсах, сдают экзамены. По окончании этапа делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка пишущей руки в написании элементов букв по с.23 «Прописей» №1. Перед и после работы проводится пальчиковая гимнастика. Вначале учитель обращает внимание детей на строчку букв рукописного шрифта и на то, что строчки прописей стали уже, но руки уже тренированы, поэтому надо переходить на более мелкий почерк. Для полноценной работы учителю надо назвать рукописные буквы. Если в классе есть читающие дети, они помогают учителю, опознавая рукописные буквы по их сходству с печатными. Затем дети находят элементы, которые они должны будут писать, в верхней строке рукописных букв. На интерактивной доске учитель показывает выполнение линий. Во время письма учитель корректирует осанку, положение тетрадей и пальцев руки.
Чтение: Работа над сказкой «Волк и семеро козлят» по сюжетному рисунку на с.16-17 «Азбуки».
В начале работы учитель вместе с детьми вспоминает значение «работа в паре», условное обозначение на полях. Затем дети пересказывают сказку в ходе конкурса на лучшего рассказчика (тот, кто ошибается, выбывает) или инсценируют сказку. После этого выполняются задания учебника при работе в паре. Так как дети только осваивают этот вид работы, нелишне будет напомнить ее правила: говорить шёпотом, не мешать другим, при готовности отвечать – поднимать руку. Заканчивается этот этап урока моделированием предложений по схемам на с.17. по окончании этапа делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Обводка рисунков на с. 23-24 «Прописей» №1 (по вариантам). Детям ставится цель: максимально точно проводить прямые линии.
Чтение: Работа со слого-звуковыми схемами слов, имеющих согласные вне слияний.
Актуализация имеющихся сведений.
Беседа: Что называется слогом-слиянием? На каком месте стоит согласный звук в слоге-слиянии? Каким цветом в схеме изображается гласный звук? Назовите, какой предмет изображен под рисунком по сказке слева. Какие слоги-слияния в этом слове есть?
Изучение нового материала.
Аналитический этап следует начать с создания проблемной ситуации, задав вопросы: «Что изображено на втором рисунке? (Игрушечный кот). Что за белый квадратик в конце схемы? Что он означает? Произнесем слово кот, растягивая звуки. Так какой звук означает белый квадратик? Можно ли назвать это слогом-слиянием? Почему?
Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что согласные на конце слов (кот, дом, рот, ботинок и т.д.) находятся вне слияния.
Затем такие же наблюдения проводятся и на моделях слов печка, стол, стул, шкаф и делается вывод, что согласные вне слияния возможны и при скоплении согласных.
Дополнительно к этому упражнению дано задание на подбор обобщающего слова «мебель» как продолжение работы по формированию логических УУД.
Завершается этот этап урока чтением правила на с.17. Учитель может дополнить его традиционным для школы положением: «Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов».
Закрепление данного материала проводится закрашиванием красным цветом гласных и нахождением согласных вне слияний в схемах на с.16 (слова: кот, зонт), 18 (лимон), 19 (ежик), 21 (кран, конь) «Прописей» №1.
По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка пишущей руки, написание элементов букв проводится по с.24, 25 «Прописей» №1 по той же методике, что и по с.23.
Итоги урока.
Беседа:
Какую тему мы сегодня обсуждали? Какой вывод сделали? Почему человек должен учиться всю жизнь?
Что нового мы узнали по русскому языку? Как отражаются согласные вне слияния на схемах? А гласные вне слияния? Какие звуки образуют слог?
Этап рефлексии.
Физкультминутки зависят от характера класса: если дети по-прежнему возбуждены новизной работы, то проводится релаксирующая гимнастика, если, наоборот, утомлены и вялы – возбуждающая, активизирующая под бодрящую речевку.
Рекомендации по работе в семье: рассказать детям о повышении квалификации в своей профессии (курсы, семинары, тренинги, мастер-классы) и их значении; потренировать пишущую руку по прописям, дописывая недописанные строчки и обводя рисунки на с.23-26.