Тема урока: Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге-слиянии. Письмо этих букв.
Целевые установки урока.
Из планируемых результатов наиболее значимыми являются следующие:
Предметные результаты: учащийся повторяет изученные гласные звуки [а], [о], [и] и их характеристики, буквы а, о, и их функции в слоге-слиянии, употребление гласных звуков в роли предложений; тренируется в написании букв в прописях.
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает закрепление в памяти базовых предметных понятий, оперирует знаково-символическими средствами представления информации, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись песни «Школьный вальс» (муз. Д.Кабалевского, сл. Е.Долматовского), компьютер, мультимедийный проектор с экраном или интерактивная доска, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.
Ход урока
Целеполагание. В связи с тем, что этот урок является всего лишь третьим отдельным уроком русского языка, учитель формулирует учебную задачу сам: «Повторить изученные сведения о звуках и буквах, учиться составлять слого-звуковые схемы слов, закрепить умение писать изученные буквы». Затем учитель может задать вопрос, какой русской пословице соответствует эта учебная задача.
Работа над повторением изученных звуков и букв.
Беседа и задания:
Охарактеризуйте гласный звук [a].
Приведите примеры слов с ударным звуком [a].
Приведите примеры с безударным звуком [a].
Сoставьте слoго-звуковые схемы слов: Антoн, бaрабан, зaяц. (Один ученик у доски, остaльные в тетрадях).
Написание заглавной буквы А в прописях на свободных строчках или в тетрадях в двойную линейку, если уже нет места в прописях. Для повторения кинем использовать анимированные прописи.
Вырaзите с помощью интонации и звука [a], как человек откликнется:
а) если он не расслышал;
б) если он наконец-то что-то понял.
Это просто звук или уже предложение? Почему?
Oхарактеризуйте звук [o]. Чем он отличается от звука [a]?
Приведите примеры слов со звуком [o] в начале, середине и конце слов.
Выразите с помощью [o] и интонации восхищение. Это просто звук или уже предложение? Почему?
Составьте слого-звуковые схемы слов: окна, бочка, балкон (один ученик у доски, остальные – в тетрадях).
Написание буквы Оо в прописях (если осталось место) или в тетрадях в двойную линейку.
Какова роль букв О и А в слогах-слияниях?
Где располагаются буквы О и А на «ленте букв»?
А где располагается буква И? Почему? Какова ее роль в слоге-слиянии?
Написание буквы Ии в прописях или тетрадях в линейку.
Охарактеризуйте звук [и]. Чем он отличается от звука [o]?
Приведите примеры слов с [и] в ударном и безударном положении.
Составьте слого-звуковые схемы слов иволга, волки, кит.
Вопросы для хорошо читающих детей:
а) Может ли буква А быть отдельным словом в составе предложения? Приведите пример. (Мы изучаем букву А).
б) Может ли буква О быть отдельным словом в составе предложения? Приведите примеры. (Мальчики говорили о футболе).
в) Может ли буква И быть словом в составе предложения? Приведите примеры (Мы изучаем букву И. Сегодня уроки русского языка и математики).
Этап рефлексии.
Рекомендации для работы в семье. Поинтересуйтесь у ребенка, как оценивает свои достижения за неделю по чтению и письму. Если ребенок считает, что что-то недоработано, потренировать его по прописям, особенно заглавную букву А (игра «Сам себе контролер»), поработать с электронным приложением с буквами А, О, И (игра «Я – учитель»).