Думаю, что каждый учитель, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Я – за ученика думающего, целеустремленного, творческого.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Оно предполагает свободное развитие личности. Дети, особенно младшего школьного возраста, «дышат» воздухом творчества: они хотят рисовать, петь, сочинять. Учить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, свободно фантазировать и мыслить нужно начинать как можно раньше.
младшем школьном возрасте закладываются психологические основы творческой деятельности; развиваются воображение, фантазия, творческое мышление; воспитываются любознательность, самостоятельность, инициатива, активность; формируются умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; начинают складываться интересы, склонности; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.
Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества. У каждого ребенка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. Когда учитель во главу угла ставит развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребенке интерес, научит чувствовать, переживать.
В настоящее время отсутствие традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится все меньше, наблюдается спад читательского интереса. Изменить ситуацию, способствовать развитию творческих способностей детей я стремлюсь через использование нестандартных подходов при организации проведении уроков литературного чтения, так как, на мой взгляд, они наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка.
Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать специфику словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Цель учителя - создание оптимальных условий для развития в учениках творческой личности, испытывающей удовлетворение от умственной работы, процесса мышления, творчества, решения нестандартных задач; выявление возможностей развития творческих способностей младших школьников через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения; применение эффективных методов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Научно – методическое обоснование
Проблемой творчества занимались многие исследователи, среди них Л.С. Выготский, который утверждал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только самом человеке». Л. С. Выготский возражал против того, что творчеством могут заниматься лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности.
Следовательно, творческую деятельность школьников составляют следующие компоненты: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.
Ведущая идея опыта
Процесс развития творческих способностей младших школьников происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.
Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.
Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
замечать любые творческие проявления учеников; развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем; формировать инициативную позицию; стимулировать познавательные способности учащихся; поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества; формировать развитое воображение и восприятие;
развивать любознательность, самостоятельность.
Сущность опыта
Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Эффективной организации творческой работы на уроках литературного чтения способствуют: изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.
Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъем послужат гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь учителя. Нельзя делать что - либо за ребенка, если он это может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня его сложности.
Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Этапы работы
Первый этап – это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение.
Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.
Второй этап – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
Третий этап – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Исполнительская деятельность может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе , на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение.
Предлагаю детям также интеллектуально-творческие задания. Подобные упражнения развивают артистизм, Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия.
зависимости от вида творческой деятельности можно выделить различные методы и приемы обучения, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие их творческих способностей на уроках литературного чтения, которые дают возможность каждому ребенку проявить себя.
своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; создание диафильмов; стихосложение; устные рассказы и сказки.
Творческие пересказы. Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребенка, для творчества, как для создания нового. К тому же, это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формирование коммуникативных умений и навыков. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов:
- пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);
- пересказ от лица одного из персонажей: для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, дать оценку герою с позиции его возраста и социального положения;
- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями; описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста;
- продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий.
Дополнять текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников. Творческие дополнения могут быть точными лишь в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев.
На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:
1. Перескажите сказку от своего имени.
2. Перескажите легенду от первого лица.
3. Перескажите данную историю от имени писателя.
4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.
5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».
6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?
Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному.
Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.
Словесное рисование. Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. У учеников начальных классов необходимо целенаправленно развивать следующие умения: воплощать в слове продукты фантазии и творчества; использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; устно словесно описывать предмет.
На практике использую систему заданий по словесному рисованию.
При обучении детей словесному рисованию придерживаюсь следующей последовательности:
Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования. «Рисуется» место, где происходит событие.
Изображаются действующие лица. Добавляются необходимые детали. «Разукрашивается» контурный рисунок. Дети при работе пользуются памяткой «Словесное рисование».
Словесное и графическое рисование. Использование словесного и графического рисования на уроках помогают мне интереснее организовать учебную деятельность школьников и стимулировать их творческое развитие.
Дети выполняют следующие задания:
Устно опишите своего любимого сказочного героя. Создайте рисунки к сказке в последовательности ее изложения. Проиллюстрируйте самый смешной эпизод рассказа.
Сделайте рисунки к стихотворению. Опишите словами ваш любимый цветок, нарисуйте его.
Изобразите словами самый интересный эпизод произведения.
Драматизация. Знакомство детей с драматизацией начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д. Перевоплощаясь в героев художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и зрителями.
При использовании драматизации придерживаемся следующих правил:
Совместно с учениками ставим цели: для чего использовать этот прием обучения.
Соблюдаем общую последовательность работы:
а) восприятие материала, который предстоит драматизировать;
б) определение исполнительных задач, которые обусловливаются идеей авторского замысла;
в) выбор выразительных средств для осуществления намеченных задач;
г) пробная драматизация наиболее существенных или трудных для исполнения моментов;
д) анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи литературного источника и общей выразительности;
е) заключительный показ;
ж) подведение итогов проделанной работы и оценка ее результатов.
3. Для повышения качества драматического воплощения литературного источника, где только можно, применяем иллюстрированный материал.
Распределение ролей проводим после тщательного разбора произведения, перед завершающим этапом инсценирования.
Считаю необходимым воспитывать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения. Использую установки типа: «Представь себе, что это случилось с тобой».
При работе над портретом героя задаю детям вопросы:
Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили?
Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались?
Как передал художник черты характера героя?
Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?
Создание диафильма. Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами. Это коллективная творческая работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним.
При создании диафильма работу провожу в следующей последовательности:
первичное знакомство с текстом;
анализ произведения;
вторичное чтение текста;
анализ текста по вопросам, способствующим творческой работе по созданию диафильма:
а) определите характер прочитанного произведения;
б ) разделите текст на части, укажите их количество, составьте диафильм к первой части;
в) дайте характеристику этим кадрам (Какие они?)
г) мысленно представьте картинку к каждому кадру и нарисуйте ее устно;
д) изобразите ее графически;
е) сделайте титры к кадрам (выберите из текста);
ж) дома графически нарисуйте кадры к диафильму, подпишите их.
На уроках ученикам предлагаю различные задания:
Какие картинки можно нарисовать к сказке? Нарисуйте их и подпишите словами из сказки.
Создайте к рассказу рисунки в такой последовательности, чтобы получился диафильм. К кадрам диафильма подберите слова из текста.
Устно опишите рисунки к стихотворению. Найдите в нем строчки, которыми можно подписать ваши рисунки.
Создавая диафильмы, дети упражняются в умении отбирать материал и строить рассказ, пусть и графический, в определенной композиционной форме; учатся обдумывать одновременно несколько минисюжетов и располагать их в соответствующей произведению последовательности.
Устные рассказы и сказки. При сочинении рассказов и сказок у детей формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного – один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Ученики знакомятся с художественными произведениями, которые служат для них образцом правильной речи, а также позволяют свободно высказывать свое мнение при анализе текста, оценке поступков героя, предоставляют возможность проявлять и развивать свои творческие способности, одновременно расширяя представление об окружающем мире и совершенствуя культуру речи.
Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения использую приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников», а также предлагаю детям в помощь памятку «Я сочиняю сказку».
Стихосложение. Система работы по развитию умения слагать стихи включает следующие виды практических заданий:
наблюдение рифмы в стихотворном произведении; подбор слов, рифмующихся с предложенными словами; дополнение слов в неполном четверостишии; дополнение фраз рифмующимся словом;
буриме.
Для стимулирования интереса детей использую следующие задания:
Перечитайте стихотворение, найдите рифмующиеся слова; Игра «Придумай рифму»;
Подберите вместо многоточий слова; Продолжите стихотворение сами; Придумайте свои небылицы; Попробуйте сами сочинить стихотворение про осень (росинку и т. д.);
Сочините стихотворение на выбранную вами тему.
Вся работа проводится добровольно. Важно предоставить ученикам возможность для свободного творчества, но вместе с этим доказать, что первые пришедшие на ум рифмованные строчки еще не являются стихотворением. Необходимо несколько раз вдумчиво прочитать строчку и, если потребуется, переделать ее, учитывая не только рифму, но и содержание.
На первых этапах работа бывает коллективной, далее – групповой или в парах. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать, но таланты каждого ребенка можно развивать. Даже не умеющий читать ребенок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актерские способности.
При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста я использую следующие приемы «творческого введения» в тему: фантазирование; притча, сказка , метафора; высказывания известных людей, афоризмы; проблемный вопрос; творческая разминка; творческая головоломка, прием ассоциации.
Например, в процессе знакомства со стихотворением Э. Успенского «Разгром» ученики должны перечислить ассоциации, которые вызывает у них слово «разгром» лишь после этого читать произведение. Ассоциации записываются на доске: беспорядок, неуютно; разрушение, поражение; непорядок, ералаш, кавардак, хаос, тарарам. Организуется беседа по вопросам: Почему стихотворение «Разгром» так называется? Предположите, о чем будет идти речь в произведении с таким названием? Предупредить возможные ошибки в ходе первичного чтения текста, развить у школьников свой взгляд на повседневные вещи и привычные задачи, расширить кругозор помогает использование приема «Чтение с пометками». В процессе чтения ученики не просто осмысливают содержание текста, но и выделяют то, что является для них новым и интересным. Для этого используются условные обозначения: «+» – я это знал; «–» – это новое для меня; « ! » – я удивлен. Прежде чем поставить тот или иной значок, школьник задумывается, перечитывает текст, решает, какой знак в данном случае уместен. Это задание максимально стимулирует умственное развитие ребенка, обеспечивает процесс познания, развивает рефлексивные способности.
На уроках литературного чтения дети учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений. В этом плане полезен прием обучения « Чтение с остановками». Текст читается по частям, проводится анализ каждой из них . Отвечая на вопросы, дети рассказывают о своих чувствах, ожиданиях, о том, что из сказанного ими подтвердилось, а что – нет.
Использование этого приема помогает развивать у детей способность видеть многоплановость содержания произведения, формирует жизненную позицию каждого из них; активизирует школьников на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование личностного роста.
«Чтение с остановками» активизирует всех детей, даже тех, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Школьники учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога они овладевают определенным объемом знаний, оценивают поступки героев, осознают сложность построения взаимоотношений между людьми; учатся выбирать оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации.
Интересно организовать работу с текстом позволяет также прием «Перепутанные логические цепочки». Детям предлагаются утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Ученики работают индивидуально, обозначают перепутанные цепочки, затем обсуждают в паре или группе. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии.
Использование пословиц на уроках чтения способствует индивидуально-творческому развитию детей, развитию творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств.
Развитию творческих способностей детей способствует также использование при анализе литературного произведения приема «творческое исследование произведений» с применением эмоционально-оценочной лексики. Например, при проведении урока-семинара «Творческий проект Сергея Михалкова», учащиеся работают в группах, каждой из которых предоставлено индивидуальное задание:
«Я чувствую» (Какие чувства вызывают стихи С. Михалкова?) «Я думаю» (Что вы думаете о поэте и его героях?) «Я оцениваю» (Как можно оценить и имеем ли мы право оценивать поэта и его героев?) «Я творю» (Сочинение собственных стихов о поэте)
Таким образом, интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие упражнения творческого характера дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебному предмету.
Результативность и эффективность
Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, выделены критерии уровня развития творческих способностей младших школьников. Охарактеризованы уровни развития творческих способностей в соответствии с критериями. Подобраны средства диагностики. Результаты, полученные после проведения диагностики, показали, что благодаря использованию на уроках литературного чтения творческих заданий, количество детей с низким уровнем развития творческих способностей уменьшилось, а количество детей с высоким уровнем увеличилось. Работа по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения проводилась мною на протяжении нескольких лет. Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей у детей в третьем классе, в отличие от второго класса.
Приемы обучения, используемые в работе, дают положительные результаты:
у многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать;
научились понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;
при выполнении творческих работ, учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы; представлять, воссоздавать в воображении прочитанное; словесно оформлять возникшее представление; читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа;
у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации;
после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.
Применение творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников, предоставляет неограниченные возможности для осуществления творческого развития детей. Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением приходят на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения.
Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают активное участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Правильно подобранные методы и приемы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого воображения и мышления детей.
Примеры тому – загадки, сказки, стихи, сочиненные детьми, их творческие работы. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовало эффективному развитию творческих способностей, обогащению внутреннего мира детей, повышению их самооценки , открыло возможности для самореализации детей, что, в конечном итоге я считаю, приведет к формированию гармоничной, духовной, всесторонне развитой личности.
Заключение
Ребенок по своей природе – искатель, исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество мы обязательно приблизимся к сердцу ребенка. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям. Уроки чтения являются самыми благоприятными уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера. Конечно, не у всех детей есть литературные способности, умение сочинять, воображать. Тем не менее, ребят нужно мотивировать и заинтересовывать.
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и себе, прежде всего. Чтобы быть эффективным педагогом необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.
Татьяна Казакова