- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Является ли предметом изучения в начальных классах литература или литературное чтение?
Вопрос совсем не праздный, так как именно от него зависят содержание и методы работы с литературным произведением в начальных классах.
Как известно, курс литературы для средней школы нацелен на изучение литературы как искусства слова, литературного процесса в целом, творчества писателей и усвоение теоретических понятий, недоступных восприятию младших школьников.
Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
- Просмотров: 641
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
С помощью слова автор создает свое произведение, своих героев, поэтому словесный строй произведения, особенности речи героев всегда должны находиться в центре внимания учащихся.
Следует отметить, что первоклассники, которые учились по «АБВГДейке», значительно лучше понимают роль слова в художественном тексте. Это связано в первую очередь с тем, что в азбуке слово рассматривается не односторонне, как звукокомплекс, а как двусторонняя единица речи, включающая и содержание (значение, смысл слова), и форму (звуковую структуру), что позволяет учащимся осознавать смысловую сторону речи и создает предпосылки к более глубокому пониманию искусства слова.
- Просмотров: 608
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Раздел включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин, посвященные книге, связанную с ней историю письма и разные способы записи информации, передачи ее от человека к человеку.
Понятия:
Книга — писатель — читатель.
Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.
- Просмотров: 615
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Раздел включает произведения малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, считалки и песенки. Русские фольклорные песенки, потешки-считалки помещены вместе с произведениями устного народного творчества других стран, чтобы развивать интерес к мировой культуре и воспитывать любовь к своему народу.
Понятия:
Малые фольклорные жанры: песенки, загадки, пословицы, считалки.
- Просмотров: 602
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
В раздел включены народные сказки о животных для чтения и драматизации. Для сопоставления с народными сказками в учебнике имеются и авторские сказки, объединенные общей темой и героями. С тем чтобы учащиеся получили представление о сказочном герое, в учебнике введены сказки о буквах, и в отличие от азбуки буквы в этом случае выступают в новой функции — в функции сказочных героев.
Понятия:
Сказка, сказка о животных.
Сказочный герой.
Персонажи.
- Просмотров: 552
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Этот раздел включает произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд детской литературы, малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.
Понятия:
Общение, диалог героев.
Звукоподражательные слова.
Практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов.
- Просмотров: 841
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
В разделе собраны произведения отечественных писателей, которые затрагивают мир детских отношений, рассказывают о настоящих друзьях, приглашают детей к совместному размышлению над такими важными понятиями, как обман, честность, совесть, лень, трудолюбие.
Понятия:
Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям.
Дружба, взаимопомощь и поддержка.
- Просмотров: 766
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Цель данного раздела — познакомить первоклассников с художественными произведениями отечественных писателей, в которых отражены красота родного края, любовь к своей земле, к своей стране. Любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своей семье, к отцу и матери, жизнь которых неразрывно связана с тем местом, где они родились.
Понятия:
Родной край, главный город страны (столица).
Красота родного края.
Времена года: весна, лето, осень, зима.
Стихи, рифма.
- Просмотров: 831
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Понятия: творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов.
В конце года учащиеся рассматривают произведения IV раздела учебника «Сто фантазий». Он предназначен для самостоятельного чтения и работы с родителями. Его цель — развить творческие способности детей, научить сочинять небольшие истории, рассказы, стихи, используя советы, которые дают писатели.
Дополнительно можно дать небольшой список книг для чтения летом. Чтобы дети не растеряли первоначальные навыки чтения, их нужно убедить в необходимости постоянного чтения книг, в которых собраны целые сокровища мыслей замечательных писателей-мастеров словесного искусства, множество историй, приключений и путешествий знаменитых героев книг, с которыми будет интересно общаться юным читателям.
- Просмотров: 521
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.
В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.
Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вызвать потребность в анализе текста.
- Просмотров: 762
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Жанр сказки изучается в начальной школе с 1 класса. Сначала дети знакомятся со сказкой о животных или бытовой сказкой, а потом только с самой сложной — волшебной сказкой. Отличительными особенностями сказки являются наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий; постоянные эпитеты; особая структура (присказка, зачин, концовка), наличие главной идеи (добро побеждает зло). Определим, что из вышеперечисленного относится к сказкам о животных, так как именно эти сказки включены в содержание учебника по литературному чтению.
Сказка о животных носит назидательный характер, все ее герои реальны; отсутствуют фантастические герои и волшебные предметы. Этим сказка о животных и приближена к реальной жизни. Как правило, в таких сказках действуют и дикие (лиса, заяц, волк, медведь), и домашние животные (петух, собака, кошка). Образы последних встречаются в тексте гораздо реже. За каждым из героев сказки стоит тот или иной человеческий характер. Чаще всего характер животного или птицы не имеет ничего общего с настоящим «живым» представителем мира природы. В сказках лиса всегда хитрая, заяц — трусливый, волк — глупый и т. д. Эти герои действуют в определенных ситуациях.
- Просмотров: 586
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Одна из самых серьезных проблем преподавания литературного чтения в начальной школе — анализ лирического текста. С самых первых шагов в мир литературы мы должны внушить маленьким читателям мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальный смысл. Помочь ученикам в постижении этого смысла — задача учителя на уроке.
Нельзя не учитывать тот факт, что самые младшие читатели часто не могут воспринимать целостно лирический текст. Литературовед Л. В. Тодоров выделил три основных типа восприятия поэтических текстов детьми. К первому типу относятся дети, у которых развито чувство стиха (в классе 4—5 человек). Эти читатели уже при первом чтении воспринимают стихи в их эстетической значимости. Второй тип учащихся (в классе обычно человек 20—25) не столь сильный в восприятии лирического стихотворения с точки зрения художественности и эстетики. К третьему типу относятся дети, которые плохо воспринимают стихи. Кроме этого, невозможно не учитывать при работе над лирическим текстом возраст ребенка, тип нервной системы, уровень начитанности. Попробуем вместе подготовить ребенка к чтению лирического текста по учебнику литературного чтения.
- Просмотров: 1251
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Важной частью учебно-методического комплекта по литературному чтению для 1 класса является творческая тетрадь авторов Л. Ф. Климановой, Т. Ю. Коти. Задания творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к художественному слову и обогащать лексику.
В тетради выделено 10 тем: «Веселится весь народ»; «Скороговорки на пригорке»; «Песенки-чудесенки»; «Эти загадочные загадки»; «Считалочки-игралочки»; «Волшебный ларец сказок»; «Про мушек и зверюшек»; «Доброе братство милее богатства»; «Наш театр»; «Сто фантазий». Каждая из них дополняет содержание темы в учебнике по литературному чтению Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого. Например, в теме «Загадки» учебника мы рассматриваем произведения малых фольклорных жанров. Дети учатся сравнивать загадки с отгадками, находить наиболее точные слова, которые помогут отгадать предмет, классифицировать загадки по разным основаниям. Соответствующая тема рассматривается и в творческой тетради.
- Просмотров: 515
- Подробности
- Категория: Об особенностях курса "Литературное чтение" в 1 классе
Цель обучения литературному чтению в начальной школе — формирование основ читательской самостоятельности. Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к детской книге, желание и привычка читать их.
Внеклассное чтение (или урок работы с книгой) начинается с первой учебной недели параллельно с обучением чтению. На уроке литературного чтения знакомство с детской художественной книгой происходит постоянно. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста систематически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учится ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).
- Просмотров: 774