Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка. Традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем. Однако методический опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен в современных учебниках и системах обучения. В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.
Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:
• формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.
• При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идет освоение сущностной специфики поэзии.
• Литературоведческий словарь читателя – младшего школьника - включает также номинацию компонентов произведения, разновидностей текстов, языковых средств создания художественных образов.
• Литературоведческий подход к чтению стал сегодня объективной педагогической реальностью обучения в начальных классах. Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова.
- изменилась и методика работы.
• В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.
• Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.
• При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.
• При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.
• В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.
- в современной школе необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Младшие школьники – наивные реалисты.
Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения.
Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).
Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность, яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.
Полнота и глубина восприятия зависит от:
• степени сложности самого произведения,
• прежнего литературного и жизненного опыта читателя,
• развития его воображения и чувств,
• активности ребенка в процессе чтения.
Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.
Выделяют три этапа работы над художественным произведением:
1. Первичный синтез.
2. Анализ.
3. Вторичный синтез.
Задачи первичного синтеза:
• познакомить с конкретным содержанием произведения;
• выяснить эмоциональное воздействие произведения.
Задачи этапа анализа:
• установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;
• выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;
• раскрыть композицию произведения;
• проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
Задачи вторичного синтеза:
• обобщить существенные черты действующих лиц;
• сопоставить героев и оценить их;
• выявить идейную направленность художественного произведения;
• оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).