Цели: расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского, учить выразительно читать наизусть, развивать словарный запас, воспитывать чувство юмора.
Оборудование:
Портрет К.И. Чуковского, выставка его книг, игрушки.
ХОД УРОКА
Слово учителя
Вы уже знаете писателя К.И. Чуковского. С ранних лет его стихи всем приносят радость. Не только вы, но и ваши родители, бабушки и дедушки не представляют своего детства без книг «Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Бармалей», «Муха-Цокотуха», «Телефон».
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формулируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Свою книгу «От двух до пяти» К.И. Чуковский тоже посвятил детям.
Учитель читает вступительную часть к этой книге.
Учитель
А теперь давайте вспомним стихотворения К.И. Чуковского.
Дети читают наизусть стихи К.И. Чуковского «Головастик», «Бутерброд», «Радость», «Поросенок» и др.
Учитель
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Дети читают наизусть загадки и отгадывают их.
Учитель
Вы знаете, что у Чуковского множество сказок для детей. А сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку про крокодила.
Мальчик стал слушать и неожиданно затих. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Однажды Корней Иванович услышал громкий плач своей дочери. Он взял девочку на руки и стал говорить про Мойдодыра. Так появилось это стихотворение.
Дети инсценируют сказку «Мойдодыр». Затем учитель продолжает знакомить детей с воспоминаниями К.И. Чуковского.
Дети читают по ролям отрывок из сказки «Доктор Айболит». Далее учитель рассказывает, как создавалась сказка «Федорино горе».
Учитель
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на них. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Дети читают сказку по ролям.
Учитель
Мы сейчас проведем с вами викторину.
Учитель показывает игрушки: слоненка, зайчика, собачку, ежика. Учитель
В каких сказках вы о них читали? А в какой сказке прославляют воробья? («Тараканище».) Комара? («Муха-Цокотуха».) Айболита? («Доктор Айболит».) Крокодила? («Бармалей».) Медведя? («Краденое солнце».) Как звали мальчика, которого испугался Крокодил? (Ваня Васильчиков — сказка «Крокодил».) А кто ходил с павлиньим хвостом? (Медведь — сказка «Топтыгин и лиса».)
Итоги урока
Награждаются призами дети, которые показали отличные знания произведений К.И. Чуковского.