Цели. Совершенствование умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному; обобщение знаний о роли глагола в языке и тексте; развитие умения различать временны реформы глагола и правильно их употреблять; знакомство со средствами связи в описательных текстах с параллельным построением.

Оборудование. Портрет С.Т. Аксакова.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим изучать творчество Сергея Тимофеевича Аксакова и прочитаем отрывок из произведения "Буран".

III. Постановка учебной задачи

У. Наше занятие позволит вам сегодня узнать еще об одном типе связи текста – параллельном. Повторим знания о глаголе и многое другое. Настройтесь на работу.

IV. Вступительная беседа

У. Как вы уже знаете, январь – месяц зимних праздников. В середине января бывают самые сильные, трескучие морозы.
А вот в феврале сильных морозов уже нет, зато бушуют вьюги и метели.
Есть такая поговорка: "Вьюги да метели под февраль полетели". На одном из занятий мы с вами читали отрывок из повести Пушкина "Метель". Из него вы узнали, как Владимир заблудился во время метели в поле.
А что мы будем читать сегодня, вы узнаете чуть позже. Мы с вами уже говорили, что слова вьюга –метель – пурга и буран являются синонимами. Но все же они отличаются друг от друга по силе.
Буран – пурга, вихрь со снегом, вьюга при сильном северном ветре.
Сегодня на занятии мы познакомимся с отрывком из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова (учитель показывает портрет писателя) "Буран", из которого вы узнаете еще об одном явлении природы – буране.
Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев пострадавшего обоза. Автор вспоминает те страшные метели, во время которых сам бывал в опасности. Один раз Аксакову пришлось ночевать в стогу сена.
В этом рассказе (учитель показывает книгу) говорится о том, как обоз из восемнадцати подвод и десятерых возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их застал буран. О случившемся вы и узнаете из отрывка.

V. Первичное восприятие текста

У. Послушайте внимательно текст и скажите, что же случилось по дороге в город.

Учитель читает текст.

"Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... вот причина гибели многих несчастных жертв.
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми... Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего... Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Проснулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие."

– Что случилось по дороге в город?

Дети. Внезапно разыгрался буран, все обозы встали.

У. Ребята, а вам было страшно, когда я читала про картину разбушевавшейся стихии, которую описал автор?

Дети высказываются.

Кто из вас переживал за судьбу героев?

VI. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Буран".

У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и проследите, как постепенно начинался, набирал силу и час от часу свирепел буран.

Дети читают текст самостоятельно.

– Перечитайте, как автор описывает приближение бурана.

Дети зачитывают первый абзац и первое предложение второго абзаца.

– Как начался буран?

Д. Белая туча посыпала из себя мелкий снежный прах.

У. Снег Аксаков сравнивает с прахом. Что означает выражение "закипели степи снегов"?

Д. То есть стали шевелиться, подниматься.

У. На что был похож шум ветра?

Д. На отдаленный плач младенца, а иногда на вой голодного волка.

У. С чем сравнивает Аксаков тучу?

Д. С огромным небом.

У. Когда, в какой момент наконец настал буран?

Д. Когда эта большая туча задернула последний свет вечерней зари густою пеленою.

У. В какое время суток происходит буран?

Д. Ночью.

У. От этого еще страшнее кажется он путникам. Ничего не видно.
Как вы думаете, было ли людям страшно, когда они предчувствовали приближение бурана?

Д. Да, буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идет описание бурана.

Дети читают со слов "Вдруг настала ночь..." до конца абзаца.

– Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана?

Д. "Наступил буран... со всеми своими ужасами. Ветер взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак".

У. Обратите внимание на словосочетание "белый мрак". Объясните, почему такое сочетание?

Д. Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя все белым-бело. Получается выражение: "Все одел белый мрак".

У. На таком контрастном сочетании автор показывает картину проделок природы.
Обратите внимание, какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана?

Д. Глагол.

У. Посмотрите: для описания снежной бури, сильных порывов ветра автор нашел более десяти глаголов. Найдите их и выпишите в тетрадь. Определите время глаголов.
"Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание..."

Дети выполняют задание.

– В каком времени использованы все глаголы? Почему?

Д. В прошедшем. Они помогают описать картину уже случившегося.

У. Скажите, судя по этим глаголам, похож ли буран на живое существо?

Д. Да. Он, как человек, стонал, выл, ревел, свистел, бил.

У. Как вы понимаете выражение: "...ужасен вид возмущения зимней северной природы".

Д. Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.

У. Найдите строки, которые позволяют представить нам, что собой представляла природа в ту ночь.

Д. Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха.

У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время бурана?

Д. "Сердце падает", то есть страшно. "Кровь стынет, останавливается от страха... . Человек теряет память, присутствие духа, безумеет..."

У. Как вы думаете, почему?

Д. Он думает, что смерть неизбежна, и поэтому становится страшно.

У. Да, действительно, становится страшно. На самом деле много людей погибло во время бурана.

"Буран свирепел час от часу. Бушевал... весь следующий день. Вы только представьте себе: люди целый день находятся в таком состоянии. Наметало столько снега, что "глубокие овраги делались высокими буграми".

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана.

Д. "Наконец, стало понемногу затихать..."

У. С чем сравнивает снежный поток Аксаков?

Д. С океаном, с бурным морем.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Снега намело столько, что было похоже на волны моря.

У. Прочитайте описание начала утра.

Д. "Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах".

У. Сколько времени продолжался буран?

Д. День и две ночи.

У. Как вы думаете, это много или мало?

Д. Много.

У. Переждать такую стихию может только отважный человек.
Сравните теперь описания природы до бурана, во время бурана, после бурана. Чем они отличаются, чем схожи?

Дети читают и высказывают свое мнение.

VII. Определение типа текста, темы и главной мысли

У. Определите тип текста, тему, главную мысль.

Д. Тип текста – повествование с элементами описания.
– Тема – буран в степи.
– Главная мысль – страшен вид зимней природы во время бурана в степи.

VIII. Выразительное чтение текста

У. На сколько частей мы можем мысленно разделить этот отрывок?

Д. На три.

У. Как мы будем читать первую часть, с какой интонацией, темпом, тембром голоса?

Д. Сначала тихо, темп нарастает, тембр увеличивается. Следует показать приближение бурана.

У. Как мы будем читать вторую часть?

Д. Темп быстрый, громко. Следует показать ужас бурана.

У. Наконец, третья часть.

Д. Спокойно, медленно, в последних двух предложениях темп увеличивается, тембр – тоже. Показать радость, восторг от наступившего утра и окончания бурана.

Работу над выразительным чтением проводить лучше по частям (1-я, 2-я, 3-я).
Учитель заслушивает чтение каждой части двумя-тремя учениками.

IХ. Физкультминутка

У. Немного отдохнем, ребята.

Начинается буран,
Злой мошенник-атаман.
(Дети прикрывают лицо руками.)
Поскорей бежим домой,
(бег на месте)
Не то, кончится бедой!

Х. Словесное рисование

У. Еще раз перечитайте текст и попробуйте передать своими словами описание бурана, нарисовав три картины устно.

Учитель выясняет, что будет изображено на картине, как расположены объекты описания, какими "красками" (цветами) будут рисовать учащиеся три разные картины.
Заслушиваются ответы двух-трех учеников.

ХI. Работа над параллельным построением текста

У. Есть ли между предложениями цепная связь? Почему?

Д. Связи цепной нет. Говорится о разных объектах описания.

У. Однако предложения связаны между собой. Предложения могут связываться и без сцепляющих слов. А какие же средства связи используются в таком случае? Рассмотрим.
Как вы думаете, какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла?

Д. Первое.

У. В нашем тексте все предложения: второе, третье и так далее – связаны с первым. Они раскрывают и конкретизируют смысл первого предложения.
Такая связь предложений в тексте называется параллельной. На схеме это выглядит так.

На доске:

 


 

– Выделите главные члены предложения во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

Выслушиваются ответы детей.

– Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (сначала сказуемое, потом подлежащее или наоборот).
Выделите опорные слова в тексте. Связаны ли они единой темой? Какой?

Д. Тема – буран.

У. Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.
Но иногда, ребята, встречаются тексты, в которых параллельная связь сочетается с цепной.

ХII. Упражнение в определении времени глаголов

У. Спишите первое предложение. Определите время глаголов.

Дети выполняют задание.

– В каком времени использованы глаголы?

Д. В прошедшем.

У. Проследите по тексту, в каком времени употребляются остальные глаголы.

Д. В основном в прошедшем, некоторые – в настоящем.

У. Как вы думаете, почему в тексте нет глаголов в будущем времени?

Д. Аксаков описал буран как уже случившийся. Если мы вспоминаем, то говорим обычно в прошедшем времени.

ХIII. Итог занятия

У. О чем вы сегодня узнали из рассказа Аксакова? Произвел ли на вас впечатление этот рассказ? Чем? Почему часто во время бурана погибают люди? Что называется параллельной связью в тексте? Какую роль играют глаголы в тексте?

ХIV. Домашнее задание

У. Ребята, попробуйте выучить наизусть понравившиеся вам строки.
Напишите мини-сочинение на тему "А по двору метелица ковром шелковым стелется...".

 

© 2023

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru