Цели: расширять представление учащихся о сказке-несказке, учить выделять из произведения основную мысль, находить ответы на вопросы по прочитанному, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Выставка книг, портреты писателей, плакат «Моя биография».
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Посмотрите на нашу выставку книг. Какие из книг вы считаете самыми интересными? Почему?
Ответы детей.
Учитель
Давайте теперь поговорим о том, что вы прочитали у В. Бианки. Например, в сказке «Кто чем поет?»
Какой частью тела поет Саранча? (Ножками и крылышками.) С помощью чего издает звуки Бекас? (С помощью хвоста.)
А в другой сказке «Чей нос лучше?»
Удалось ли автору узнать, кто обладает самым лучшим носом. (Нет.) Почему? (Ястреб прогнал птиц.)
Сказки Бианки очень легко превращаются в маленькие пьески.
Разыгрывание сценок из лесной жизни, например: «Коростель и Грач».
Учитель
Я хочу вас познакомить со сказками, в которых описываются очень интересные приключения. Главные герои этих сказок тоже животные. Это такие сказки: «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко» В. Бианки, «Приключения зайца» Э. Шима.
Выборочное чтение произведений.
Учитель
Поиграем теперь в литературную игру.
Вывешивается плакат «Моя биография». На нем записаны вопросы:
Как меня зовут?
Где я живу?
Чем я питаюсь?
Где и как я зимую?
Чем я полезен или вреден людям?
Кто мои родственники?
Какие интересные истории или случаи обо мне знают люди?
На плакате помещены рисунки животных — героев сказок В. Бианки и Э. Шима. Дети выбирают любого героя и описывают его, отвечая на вопросы.
Итоги урока Учитель
Кто является героями сказок-несказок В. Бианки и Э. Шима? Что необычного вы видите в сказках? О каких приключениях животных вы сегодня узнали? Какая сказка понравилась больше всего?
Ответы детей.