Цели: расширять представление детей о сказке, формировать образность речи, учить рассказывать о прочитанном.
Оборудование: книжная выставка.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Давайте рассмотрим книжную выставку. Какие книги вы здесь видите? Что вы заметили в этих книгах? Они все разные по своему содержанию. Но приглядитесь повнимательнее: у них есть что-то общее.
Ответы детей.
Учитель
Молодцы, конечно же, это книги, в заглавии которых скрыт вопрос. Вот одну из таких сказок вы сейчас и будете читать и рассматривать — юкагирскую народную сказку.
Самостоятельное чтение — рассматривание учащимися книги «Отчего у медведя нос черный».
Беседа
Учитель
Какую книгу вы читали? Каково ее название? Что нарисовано на обложке этой книги? Какие еще надписи выделяются на первой странице обложки? Чьи это сказки? Сколько сказок в этом сборнике? Какие в них ставятся вопросы? Какую сказку вы прочитали? Так почему же у медведя нос черный? О чем вы еще узнали из этой сказки? Вы видели на иллюстрациях в книге необычные жилища, предметы быта оленьи упряжки. Скажите, где же происходит действие в сказке. (На Дальнем Севере.)
Люди живут там в чумах, имеющих вид шатра. В этом суровом краю для сохранения тепла они покрывают чумы зимой шкурами, а летом корой и войлоком. Селятся они в так называемых стойбищах, а передвигаются на оленях или собаках, впряженных в сани.
С давних времен люди вглядывались в окружающий мир, они замечали все любопытное, необычное и старались это объяснить. Только благодаря своей любознательности, наблюдательности человек стал умным и сильным. Так, у разных народов родились сказки, названия которых начинаются со слов: «Кто», «где», «как», «откуда», «отчего», «почему».
Сейчас мы проведем небольшую викторину: «Сказки Редьярда Киплинга». Задание такое: вставь слово, пропущенное в названии сказок:
Отчего у горб? (верблюда)
Откуда у ... такая шкура? (носорога) Как ... стал пятнистым? (леопард) Откуда взялись ... ? (броненосцы) Как было ... первое письмо? (написано) Как был придуман ...? (алфавит) Почему у ... нос длинный? (слоненка).
Учитель
Не у всех народов есть сказки, в которых вопросы скрыты внутри, в самом тексте. Таких сказок особенно много у народов Востока. Вот сегодня я вас и познакомлю с одной китайской народной сказкой и алжирской народной сказкой.
Учитель читает китайскую народную сказку «Ребенок и мудрец».
Учитель
А сейчас из Китая мы отправимся с вами в путь. Я сегодня на урок принесла волшебный глобус. Вот он-то и поможет нам с вами попасть в страну, где мы услышим еще одну сказку. Итак, берем глобус, крутим, говорим волшебные слова: «Покручусь! Поверчусь! Где окажусь?» Ну и жара! Скорее в тень! Мы в Алжире! Итак, слушаем сказку, а называется она «Мудрость».
Учитель читает сказку.
Учитель
Вы сейчас прослушали две сказки о мудреце и мудрости. Скажите, кто же в обеих сказках больше всего удивил вас своим умом, умением рассуждать?
Ответы детей.
Домашнее задание
Изготовить поделку или нарисовать иллюстрации к любой сказке, в которой есть вопрос.