Цели: уточнить представление детей о стихотворном и прозаическом рассказе, учить сравнивать произведения, воспитывать смелость.
Оборудование:
Выставка книг, иллюстрации к произведениям.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Обратите внимание на книги, выставленные на доске. Внимательно рассмотрите их, прочитайте названия и определите тему урока. Книга какого писателя вас привлекла? (С. Маршак «Книга "Рассказ о неизвестном герое"».)
Что вы знаете о творчестве этого замечательного писателя? (Рассказы детей о С. Маршаке.)
Чтение «Рассказа о неизвестном герое» учителем.
Учитель
Понравилось ли вам это произведение? Чем? Что привлекло вас в нем? Давайте вспомним, что нам известно о герое? А чтобы легче было вспомнить, взгляните на эту иллюстрацию. Что здесь происходит? Кто его ищет? А сам-то парень нарисован здесь? Почему вы так думаете? Как выглядел неизвестный герой? Каким вы его представляете? Послушайте еще раз, как сказано про парня у Маршака.
Чтение отрывка.
Учитель
Вспомните, с чего началось? Что чувствовал парень, когда ехал в трамвае? И вдруг все изменилось: парень что-то увидел... Что же он увидел? Что сделал парень? Какие чувства испытываем мы, когда читаем или слушаем этот отрывок? Посмотрите на доску: там вы видите слова, которые вам помогут ответить: Жалко, страшно, радостно, тревожно. Чем же закончилось это происшествие? Как выглядел герой, когда он вышел из ворот горевшего дома? Как он себя вел? Заметили ли вы, что «Рассказ о неизвестном герое» Маршак заканчивает точно теми же словами, что и начинает?
Чтение начальных и заключительных строк. Учащиеся рассматривают иллюстрации.
Учитель
Какими словами можно охарактеризовать этого парня? (Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный, доблестный.) Как вы понимаете смысл слов «герой», «героизм»?
Ответы детей.
Самостоятельное чтение детьми рассказа Л. Пантелеева «Трус».
Беседа
Учитель
Какую книгу вы рассматривали и читали? Где происходит действие? Что случилось с мальчиком? Кто же в рассказе назван трусом? Почему писатель называет мальчика таким обидным словом, позорным словом? Когда мальчику было особенно трудно? А парню — неизвестному герою — было ли страшно?
Ответы детей.
Учитель
Выберите из этих пословиц ту, которая лучше других передает смысл прочитанного рассказа:
«Трудности существуют для того, чтобы преодолевать их».
«Кто дрожит, тот и бежит».
«Иди вперед, лучше страх не берет».
«Слава греет — позор жжет».
Выводы
Учитель
Испугаться может всякий, испугаться не стыдно, позорно струсить. Один порок влечет за собой и другой: так трусость нередко соседствует с жадностью. Оценивай, взвешивай свои возможности, не берись за то, чего не осилишь; ну а если начал дело и испугался, побори страх, найди разумный выход из положения, только не будь трусом, не жди, когда за тебя найдут выход другие.