Цели: познакомить их с творчеством Д. Биссета, углублять знания детей о зарубежной литературе, учить осмысливать характеры героев, воспитывать бережное отношение друг к другу, к окружающему нас миру.
Оборудование:
Книга Д. Биссета, портрет писателя, плакат к уроку, иллюстрации к сказке.
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Давайте вспомним фамилии писателей, создавших произведения о животных, и названия этих произведений. Чем понравились, запомнились вам эти произведения?
Ответы детей.
Учитель
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением о животных — сказкой Д. Биссета «Альбатрос и черепаха».
Перед чтением сказки необходимо провести словарную работу. Можно предложить детям рассмотреть картинки с изображением аиста, альбатроса, черепахи. Выяснить значение слов: шторм, пальма, мачта.
Учитель читает сказку вслух, выдерживает паузу, давая возможность детям вдуматься в услышанное.
Беседа Учитель
О чем эта сказка? Кто ее главные герои? Охарактеризуйте их.
Важно, чтобы дети смогли подобрать верные слова, выражения для характеристик. Альбатрос — большой, сильный, верный в дружбе. Соломон — добрый веселый, но беспомощный. Чарли — кровожадный, жестокий, хитрый.
Учитель
Что вас удивило, испугало, обрадовало в сказке? Вызвать детей на откровенный разговор о пережитых чувствах. Учитель
Как вы относитесь к каждому из героев? (Альбатроса жалко — он потерял друга. За Соломона страшно — он попал в беду. Радость, что друзья перехитрили Чарли.)
Учитель предлагает прочитать и осмыслить пословицу, записанную на доске: «Дружба заботой да подмогой крепка».
Учитель
Объясните смысл этой пословицы. Подходит ли эта пословица сказке? Какие другие пословицы о дружбе вы знаете? А можно ли назвать дружбу Оливера и Соломона настоящей? Почему? Какой фрагмент сказки вас удивил? Почему?
Предложить детям дать свою оценку поступку Оливера, когда после многих невзгод он проявляет неожиданное лукавство, привязав своего друга за хвост к пальме.
Учитель
А теперь рассмотрим иллюстрации к сказке. Такими ли вы представляли себе героев сказки? Какие рисунки к сказке сделали бы вы? Ответы детей.
Учитель предлагает детям почитать сказку. Сначала читают текст хорошо подготовленные ученики, затем эпизоды сказки могут почитать более слабые.
Учитель
Какие фрагменты сказки вам понравились? Прочтите эти отрывки.
Чтение отрывков из сказки. Учитель
Понравилась ли вам сказка? Что особенно запомнилось на уроке? Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание
1. Найти в библиотеке произведения Д. Биссета и познакомиться с их содержанием.
2. Нарисовать свои рисунки к сказке «Альбатрос и черепаха».
3. Пересказать сказку дома своим родителям и обсудить ее содержание в семейном кругу.