1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье.
Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.
2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).
Краткая вступительная беседа о Некрасове.
По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.
Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».
– О чем рассказывает вам название произведения?
3. Первичное чтение текста учителем.
– Какими мыслями вам хотелось бы поделиться после прослушивания стихотворения? Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»; составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.
– Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др.).
5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.
Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).
Чтение первой картины.
– В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)
– Что такое совесть?
Чтение второй картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.
– Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)
Чтение третьей картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Что значит слово «горемыка»?
– Почему Мазай так назвал зайца?
Чтение четвертой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?
Чтение пятой картины.
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
Чтение шестой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?
– Как нужно прочитать слова односельчан?
– Обиделся ли Мазай на эти замечания?
– Как нужно прочитать слова Мазая? Прочитайте.
Выразительное чтение после разбора.
Чтение седьмой картины.
– Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Почему автор использует другое построение стихотворения?
(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).
Чтение восьмой картины.
– Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.
– Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?
– А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).
– Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.
7. Заключительная беседа по прочитанному. Понимание идеи стихотворения.
– Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
– Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.
И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.