Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
размышлять, как сказочные события соотносятся с реальной жизнью.
Метапредметные результаты:
планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
сравнивать иллюстрации и текст сказки; работать в паре, в группе.
Предметные результаты:
составлять план сказки на основе иллюстраций; соотносить иллюстрацию и текст;
определять основные сказочные события, сравнивать события литературной и народной сказок.
Ход урока
Вступительная часть урока
Проверка домашнего задания
• Учитель предлагает учащимся рассказать о книгах, прочитанных дома. Предлагается проанализировать книги, представленные на выставке, сравнить их, дать название выставке. Если ученики дома делали иллюстрации, то урок начинается с рассматривания и оценки рисунков. В этом случае учитель предлагает учащимся соотнести рисунки с текстом сказки, объяснить свой выбор сюжета.
Постановка учебной задачи
— Сегодня на уроке мы будем составлять план сказки. Как составить план сказки? Выберите возможные варианты составления плана. Первый вариант
Рассмотреть иллюстрации к сказке. Подобрать фрагменты сказки к иллюстрации. Выбрать ключевые слова фрагмента. Озаглавить иллюстрацию. Второй вариант
Определить основные события сказки. Выбрать ключевые слова события. Озаглавить фрагмент сказки. Основная часть урока
Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации к сказке, подобрать к ним фрагмент текста. Например,
Ожидание царицы.
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Черница.
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.
Золотое яблоко.
... а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Королевич Елисей.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Спящая царевна.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
Свадьба.
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Учитель предлагает определить ключевые слова каждого фрагмента. Например:
Ожидание царицы и возвращение царя. Свадьба царя.
Волшебное зеркальце новой царицы. Указание царицы Чернавкой выполнено. В лесу.
В доме у богатырей. Смерть царевны.
Королевич Елисей отправляется на поиски царевны. Свадьба королевича Елисея и царевны.
— Соотнесите основные события сказки с картами Троппа, с которыми вы работали в прошлом году. Заполни те таблицу. (В зависимости от уровня учебных возможностей детям эта таблица даётся пустая либо частично заполненная.)
КАРТЫ ТРОППА |
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» |
Исходная ситуация |
Царица ждёт царя, сидя у окна |
Временная отлучка |
Отъезд царя в путь-дорогу |
Запрет и нарушение запрета |
Царь женится на другой |
Уход героя из дома |
Мачеха отправляет царевну с Чернавкой в лес |
Встреча с героем-дарителем |
В доме у богатырей |
Испытание героя |
Сватовство богатырей, отказ царевны выходить замуж |
Волшебные помощники |
Солнце, ветер, месяц помогают королевичу Елисею найти невесту |
Торжество настоящего героя |
Свадьба Елисея и царевны |
— Подумайте и решите, какой план к сказке составите вы. Можно дополнить исходные варианты плана своими версиями. Обсудите с другом возможный вариант плана. Представьте составленный вариант плана. Оцените самостоятельно план по выбранным критериям. Например:
В плане отражены основные события сказки. События сказки отражены в определённой последовательности.
Название в плане выражено с помощью слов сказочного текста.
Название этапа выражено точно, ярко.
Подведение итогов уроков
— Вспомните, какую задачу мы ставили в начале урока. Удалось ли нам составить план сказки? Какие трудности у нас возникли? Как мы их разрешили? Какой вариант плана был, на ваш взгляд, самый удачный?
— Составьте памятку для составления плана.
Методический комментарий
Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то можно предложить им прочитать памятку, представленную учителем, затем дополнить исходную памятку своими замечаниями.
Как составить план к тексту сказки
Прочитайте текст про себя. Определите основные события сказки. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте смысловые части.
Проверьте, совпадают ли пункты плана с основными мыслями текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Рекомендации к выполнению домашнего задания
Подготовить пересказ одного из событий сказки.
Составить сложный план к сказке. Воспользоваться памяткой для составления плана.
Как составить сложный план
Прочитайте текст про себя.
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте их (подпункты плана). Проверьте, не совпадают ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.