Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению и изучению сказок русских и зарубежных писателей, сравнивать сказки разных народов.
Метапредметные результаты:
планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
сравнивать русские и зарубежные сказки, выявлять общие мотивы, сопоставлять сюжеты, характеризовать героев;
работать в паре, в группе. Предметные результаты: анализировать текст сказки;
выявлять основные специфические особенности сказочного текста;
сравнивать сказки русских и зарубежных писателей.
Ход урока
Вступительная часть урока
Какое домашнее задание требовалось выполнить? Кто готовил выразительное чтение фрагментов сказки?
Почему были выбраны именно эти фрагменты?
Кто нарисовал иллюстрации к понравившимся фрагментам сказки? Какие фрагменты сказки были проиллюстрированы?
Постановка учебной задачи
На выставке книг представлены два произведения:
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»;
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Рассмотрите книги на выставке. Назовите их. Знакомы ли вам эти сказки? Знакомы ли вам авторы сказок?
— Можно ли сказать, что у сказок похожи сюжеты, герои? Это будет главный вопрос нашего урока. Составим план урока:
Прочитать сказку братьев Гримм.
Прочитать сказку А. С. Пушкина.
Сравнить сказки.
— С какой целью мы будем читать сказку братьев Гримм? С какой целью мы будем читать сказку А. С. Пушкина? Что значит сравнить сказки? На какие основные специфические особенности сказки будем обращать внимание при сравнении?
— Сравните сказки братьев Гримм и А. С. Пушкина.
— Напомню вам, что немецкие учёные-филологи братья Гримм записывали сказки, которые исполняли народные сказители, сознательно стремясь сохранить народный язык. Сказки братьев Гримм были впервые опубликованы в 1812 году. Сказка А. С. Пушкина была опубликована в 1833 году. Возможно ли, что сказки братьев Гримм стали основой для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Основная часть урока
Учащимся предлагается самостоятельно поработать с текстами сказок. Эту исследовательскую работу можно провести в группе. Для составления подробного анализа сказки учащимся предлагается таблица, которую они самостоятельно заполняют, а затем обсуждают.
ПАРАМЕТРЫСРАВНЕНИЯ |
«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ» |
«СКАЗКА О МЁРТВОЙЦАРЕВНЕ И О СЕМИБОГАТЫРЯХ» |
Авторы |
Немецкие сказочники переработали народную сказку |
Русский поэт обработалнародные сказки и создал литературную сказку |
Название сказки |
В названии указаны главная героиня сказочного сюжета и семь помощников |
В названии указаны главная героиня и семь её помощников — русских богатырей |
Положительные герои сказки |
Белоснежка, семь гномов, принц |
Царевна, королевич, семь богатырей |
Отрицательные герои сказки |
Мачеха |
Мачеха |
Основные события сказки |
Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; псарь по приказу новой королевы отводит Белоснежку в лес, чтобы убить; Белоснежка в лесу у семи гномов; королева узнаёт, что Белоснежка жива, и отправляется в лес к семи гномам, чтобы её извести; королева три раза дарит подарки Белоснежке, которые приводят к её смерти; два раза гномы спасают её, на третий раз спасти Белоснежку гномы не могут; спасение Белоснежки королевичем, свадьба королевича и Белоснежки, смерть королевы |
Рождение девочки у королевы-матери; смерть королевы-матери; женитьба короля на новой королеве; разговор королевы и волшебного зеркальца; Чернавка по приказу новой королевы отводит царевну в лес, чтобы убить; царевна в лесу у семи богатырей; королева узнаёт, что царевна жива, и отправляется в лес к семи богатырям, чтобы её извести; королева дарит ей яблоко, которое приводит к её смерти; спасение царевны королевичем, свадьба королевича и царевны, смерть королевы |
Конец сказки |
Зло наказано |
Зло наказано: мачеха сама умирает от зависти и тоски |
Язык сказки |
Проза |
В стихах, красивый литературный язык |
Методический комментарий
Учащиеся делают вывод, что в сказке братьев Гримм торжествует доброе, наказывается злое. В этом смысл сказки. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — это сказка о любви, о красоте, о верности.
Дайте характеристику главным героиням сказок. Каковы черты характера главных героинь? Определите это из предложенного списка, обязательно подтвердите текстом. (Ответ: ласковая, нежная, трудолюбивая, верная, красивая, добрая.)
Вспомните других героинь сказок. В каких сказках главными героями были также мачеха и падчерица? Перечислите.
(Ответ: Русская народная сказка «Морозко» ; С. Маршак. «Двенадцать месяцев»; Русская народная сказка «Хаврошечка»; Ш. Перро. «Золушка».)
Какими были мужикова дочка, Хаврошечка, Золушка, падчерица? Что их объединяет?
Подведение итогов урока
Если вам нужно было бы создать выставку книг по теме «Литературные сказки, сходные по сюжету с народными сказками», то какие произведения были бы на этой выставке?
Напишите аннотацию на одну из книг, включив в содержание сноску о сходных сюжетах представленной сказки и исходной народной сказки.
Рекомендации к выполнению домашнего задания
Прочитайте русские народные сказки. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.
Прочитайте сказки народов России. Определите, в каких сказках сюжет будет близок к прочитанным на уроке сказкам.
Сделайте иллюстрацию к прочитанной сказке. Расскажите, какой фрагмент сказки изображён.