Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:
работа в группе, распределение ролей в группе;
инсценирование (отбор выразительных средств);
подготовка реквизита для спектакля.
Целевые установки урока (планируемые результаты)
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;
сотрудничать со взрослыми, сверстниками, находить выход из трудной ситуации при распределении обязанностей в группе.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;
планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;
овладевать навыком смыслового чтения;
искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.
Предметные результаты:
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Ход урока
Вступительная часть урока
Проверка домашнего задания.
Методический комментарий
В качестве домашнего задания для учащихся высоких учебных возможностей можно предложить ответить на вопрос «Какая мысль объединяет ненецкую сказку «Кукушка» и нанайскую сказку «Айога»?».
Учащимся, испытывающим трудности в обучении, можно предложить нарисовать иллюстрацию, или рассказать, что может быть изображено на ней.
Постановка учебной задачи.
Прочитайте название рубрики.
Сформулируйте основную задачу урока (разыграть спектакль по сказке «Лиса и журавль»).
Методический комментарий
В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении, то основную задачу урока формулирует учитель.
Основная часть урока
Решение поставленной задачи на уроке.
Составьте план выполнения поставленной задачи.
Методический комментарий
В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении, учитель предлагает поработать с деформированным планом, либо он полностью представляет план на доске, а учащиеся его комментируют. Например:
Восстановите деформированный план, записанный на доске:
Чтение сказки «Лиса и журавль».
Пробное инсценирование произведения.
Определение героев произведения.
Выбор героев для инсценирования.
Распределение ролей в группе.
Определение ошибок при разыгрывании спектакля.
Выбор интонации, мимики, жестов для инсценирования.
Работа с методическим аппаратом учебника (2 класс, 1 часть, с. 84 – 85).
Прочитайте сказку самостоятельно.
Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
Установите соответствия. Свой ответ аргументируйте.
Лиса |
Хитрый |
Журавль |
Умный |
|
Коварный |
|
Злой |
|
Весёлый |
Перечитайте сказку. Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои. Как к ним относится автор? Как вы относитесь к поступкам героев?
Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.
Методический комментарий
Для разметки текста учащиеся определяют в тексте паузы (длинные и короткие). Длинная пауза (на счёт 1―2―3) ― конец предложения. Короткая пауза (на счёт 1) ― знак препинания в середине предложения.
Приходи, | куманёк, | приходи, | дорогой! ||| Уж я тебя угощу! |||
Покушай, голубчик куманёк, | сама стряпала. |||
Не обессудь, | куманёк, | больше потчевать нечем! |||
Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или она все время должна быть в движении?
Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Есть ли похожие интонации в речи журавля и лисы? Одинаковые ли будут жесты у журавля и лисы?
Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
Обсудите в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он всё время должен быть в движении?
Кто ещё будет участвовать в спектакле?
Как должен читать свои слова автор?
Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?
Подведение итогов урока
Методический комментарий
Основным результатом данного урока является инсценирование сказки. Можно сначала инсценировать сказку в группе, чтобы большее количество учащихся могло участвовать в этой работе. Также в процессе инсценирования в группе необходимо будет внести коррективы в исполнение роли лисы и журавля.
Инсценирование сказки в группе. Обсуждение с друзьями.
Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?
Выбор лучшего актера из группы.
Методический комментарий
Учащиеся в группе должны выбрать лучшего исполнителя роли, предварительно оговорив критерии оценки. Например, речь исполнителя соответствует выбранной интонации, используются верные жесты и мимику.
Инсценирование сказки лучшими актерами, которых выбрали в группах. Обсуждение в классе.
Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?
Рекомендации к выполнению домашнего задания
- Сделать маски, костюмы к спектаклю.
- Познакомиться с любой театральной программкой. Подумать, какая информация в неё включена. Сделать программку самостоятельно или с друзьями.
- Найти в словаре значение слова афиша.
Познакомься с другими театральными афишами.
Подумай, какая информация отражена на афише?
- Сделать афишу самостоятельно или с друзьями.