Цели:
познакомить со сказкой Э.Шима «Храбрый Опёнок»;
учить работать с текстом произведения;
формировать культуру чтения и оценочные суждения;
развивать интерес к чтению;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
Средства обучения:
учебник Литературное чтение 2 кл. Л.А. Ефросинина;
рабочая тетрадь по литературному чтению;
выставка книг Э.Шима;
рисунки с изображением грибов, кафтана, картуза, мальчика с белокурыми кудельками;
карточки с ключевыми и опорными словами характеристики героя и построения сюжетной линии;
слоговая таблица.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
Прочитайте по слоговой таблице какой сейчас урок.
Осень золотая
К нам в окно глядит,
Удачи Вам желает,
Листвою шевелит.
2. Целеполагание и мотивация
– О каком времени года говорится в произведениях, которые мы с вами сейчас читаем? Скажите словами из стихотворений, любимых поэтов.
(Читают наизусть по строчкам любые стихи, где есть упоминание об осени)
– Посмотрите и скажите к какому произведению по жанру и теме подходят модели этих обложек.
– Стихотворение о природе.
– Загадки о природе.
– Рассказ о природе.
3. Актуализация знаний учащихся (групповая работа)
– Какое произведение, прочитанное нами подходит к этой модели? (Показать модель рассказ о природе)
– Недосмотренные грибы
– Кто автор этого произведения?
– Михаил Пришвин
– Составьте модель этого произведения (выбирают карточки с названием и автора и прикрепляют к модели на доске)
– Ребята, что значит «недосмотренные грибы»?
– Дома вы рисовали иллюстрации к этому рассказу, расскажите какие грибы вам особенно понравились! (Пересказывают близко к тексту описания грибов)
Прочитайте последний абзац этого рассказа.
– Какие чувства проявляет автор?
– Посмотрите на доску и скажите что объединяет этих авторов?
(Они писали о природе).
– А что объединяет эти произведения?
(Эти произведения написал Эдуард Юрьевич Шим.)
– Расскажите ,что вы знаете о нём.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением этого писателя, прочитайте как оно называется ЙЫРБАРХ КОНЁПО.
– Храбрый Опёнок
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Предварительная работа по тексту
– Вы догадались, кто главный герой произведения?
– Опёнок – это что?
– Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?
– Что значит быть ХРАБРЫМ?
– Ребята, давайте составим модель обложки этого произведения (ученик выставляет название и автора)
– А почему мы не можем поставить заместитель в центр? (Не читали, надо определить жанр и тему.)
5. Физминутка
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
По вот другой дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим , до лужайки добежим.
Стоп, грибочков наберём, и пешком домой пойдем.
Первичное чтение и работа над содержанием
а) работа над артикуляцией: проговариваем скороговорку
– У Саши каша из-под простокваши.
Помните что вам необходимо определить жанр и тему произведения.
Читаем произведение (учитель и хорошо , читающие ученики.)( во время чтения идёт лексическая работа, выставляю картинки с изображением: Боровики- Белые грибы, кафтан- длинный пиджак, картузики – небольшая фуражка с козырьком, белобрысые кудельки – белые кудри)
– Как вы думаете, что это за жанр произведения?
– Сказка.
– Почему?
– Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?
– Почему?
– Как автор описывает Опёнка? Прочитайте (выставляю картинку гриба Опёнка)
– Неприбранный, невидный, неказистый. (Выставляю слова под картинку неприбранный, невидный, неказистый.)
– Как вы понимаете эти слова?
– Скажите, как менялась погода в лесу. (Можно зачитать)
6. Первичная проверка понимания
– Что вам понравилось в сказке?
– А что не понравилось?
– Какое настроение вызвало у вас это произведение?
– Почему?
– Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте отрывок из произведения, который на ней изображён.
– Почему грибы стали «сходить»? (Становилось всё холоднее и холоднее)
– Прочитайте как автор описывает осень. (Злые дожди, мутные тучи, голый лес, снежная крупа)
– Прочитайте ещё раз название сказки.
– Каким был по мнению автора Опёнок? (Храбрым)
– Найдите в тексте слова, которые характеризуют Опёнка (Хитрый, прыткий)
– Почему грибники поклонились Опёнку?
7. Физминутка
Мы тихонечко встаём и корзиночку берём,
Раз грибочек, два грибочек
Вот и полный кузовочек.
8. Работа в тетради
– Откройте рабочие тетради на с. 53. Прочитайте задание № 2.
– Выполните задание № 3самостоятельно.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего друга.
9. Работа над сюжетом
– Давайте ещё раз вспомним как проходили события и построим сюжетную линию (строим горку, т.е. составим план пересказа)
– С чего начинается (зачин) сказка? (Начало сказки на доску)
– «Много по осени грибов уродилось».
– Что является завязкой сказки? С чего начинают разворачиваться события?
– «И вдруг вырос неказистый Опёнок» (на доске)
– Как развивались события?
– «Не замечают его грибники» (на доске)
– «Перебрался на берёзовые корни» (на доске)
– «Засвистел ветер – сиверко» (на доске)
– «Братцы маслята и сестрицы сыроежки»
– Когда наступает кульминация событий?
– «Все грибы сошли» (на доске)
– Прочитайте концовку сказки.
– «Благодарность грибников» (на доске)
10. Обобщение и систематизация знаний
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Почему оно так называется?
– Главный герой гриб-Опёнок.
– Чему учит эта сказка?
11. Контроль и самопроверка знаний
– Подумайте и скажите кто сегодня хорошо работал и почему?
12. Домашнее задание
1. Пересказать от лица Опёнка.
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки - малышки;
3. Подобрать подходящую пословицу;
4. Индивидуальное задание : прочитать В.Бианки « Хвосты»
Э.Шим « Муравейник».