Проведение аттестации подталкивает учителей начальной школы уже с первого класса вводить новые формы контроля знаний учащихся. Однако сложность в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе заключается в том, что учителя никогда не знают, в какой форме будут предложены отделом образования итоговые контрольные работы. Это могут быть обычные контрольные работы, с элементами тестирования, комплексная контрольная работа с заданиями по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру на основе текста природоведческого содержания, работы с привлечением ИКТ, тестирование.
Задача учителей начального звена - подготовить детей к тому, чтобы они могли самостоятельно выполнить предложенные виды заданий. Это поможет, в первую очередь, учителям-предметникам среднего звена продолжить работу учителей начальных классов и облегчит пятиклассникам переход в среднее звено.
Особое внимание на уроках уделяется заданиям тестового характера. Используют их в качестве проверочных тематических работ, итогового и рубежного контроля. По сравнению с другими видами проверочных работ тесты имеют ряд присущих им положительных черт:
- быстрота проверки выполненной работы;
- оценка достаточно большого количества учащихся;
- возможность проверить усвоение теоретического материала;
- проверка большого объема материала малыми порциями;
- объективность проверки и оценки результатов выполненной работы.
При выборе тестовых заданий не ограничиваюсь тестами, в которых нужно расставить цифры или буквы или дать односложный ответ. В своей практике я использую следующие виды тестов:
1. Альтернативный тест, когда дается 4-5 ответов, один из которых правильный.
2. Выборочные или множественные, когда дается несколько вариантов ответов, из которых выбирают несколько верных.
3. Задание с кратким ответом, когда требуется написать в качестве ответа одно или два слова.
4. Задание, требующие восполнить пробелы в схеме, таблице или рисунке.
5. Задания, требующие установления соответствия.
6. Задания, требующие вставить пропущенные слова или словосочетания.
7. Задания на установление правил последовательности.
8. Тест – схема, которая предполагает составление схемы какого-то процесса.
Проверка знаний учащихся в форме тестов нравится детям. Тесты экономят много учебного времени на уроке. Позволяют объективно и оперативно проверять качество и степень усвоения учащимися учебного материала большого объёма и по результатам проверки вносить коррективы в учебный процесс. Хотя у тестирования немало положительных сторон, этот метод имеет ряд недостатков. Например, велика вероятность угадывания правильного ответа. Тест проверяет лишь результат действий, а не процесс его получения. Отсутствует возможность проследить логику рассуждений учащихся. Кроме этого, не все учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей могут легко освоить работу с тестами и по тестированию показывают результаты хуже, чем при проверке знаний в традиционной форме. Поэтому я считаю, что тесты не должны быть единственной формой контроля качества знаний и умений учащихся. Их использование не должно исключать традиционные формы проверки результатов обучения, такие как тематические и итоговые контрольные работы. Поэтому в работе следует широко использовать традиционные самостоятельные и контрольные работы по математике и русскому языку, зачётные листы.
В высыпающемся меню ищите задания для проведения итоговой аттестации по предметам.